доктор.ru

Первая помощь на работе. Как спасти жизнь до приезда врачей?

Медицинские технологии

Альбина Рахматуллова:

Здравствуйте, в эфире «С толком о проблеме», программа, где мы говорим о здоровом образе жизни. С вами я, Альбина Рахматуллова. Давайте признаемся честно, на работе мы проводим треть жизни. Мы общаемся, находим там друзей, но иногда на работе случаются непредвиденные обстоятельства. Признаться честно, они могут случиться не только на работе, но и на улице, дома. И поговорить о первой помощи мы пригласили нашего гостя – Ирина Сергеевна Семенова, заведующая сектором методологии проектно-продуктовой деятельности НИИОЗММ ДЗМ. Почему именно с Вами мы решили сегодня поговорить о первой помощи?

Ирина Семенова:

Основная моя деятельность связана с проектами в контуре департамента, но волею случая так получилось. Чуть больше года назад в рамках охраны труда я прошла обучение по первой помощи в московском Центре медицины катастроф. И в этот момент я поняла ого, это же так важно. Это та тема, с которой мы можем столкнуться не только на работе, не только в рамках какой-то нормативки, но и в повседневной деятельности. И я углубилась в изучение первой помощи, стала инструктором, прошла все курсы, которые смогла пройти в рамках Центра медицины катастроф департамента, и начала популяризировать первую помощь не только в рамках своего рабочего места, своей деятельности, но и в рамках Молодежного совета при департаменте, в рамках других проектов, до которых смогла дотянуться.

Альбина Рахматуллова:

Давайте обозначим, почему так важна первая помощь.

Ирина Семенова:

Первая помощь – это комплекс мер, которые мы можем осуществить до приезда скорой медицинской помощи, это та история, которую мы делаем, чтобы человек дождался приезда врачей. В случае, если мы не можем вызвать скорую помощь по каким-то причинам, наша задача – как можно дольше поддерживать человека в жизнеспособном состоянии, чтобы он смог быть транспортирован до места, где ему окажут медицинскую помощь. Исходя из этого очень важно понимать, что первая помощь доступна всем и каждому. В нормативной базе прописано, что первую помощь имеют право оказывать все, кто умеет это делать, кто владеет данными навыками. Для того чтобы оказывать первую помощь, не нужно быть ни врачом, ни медработником, не иметь специализированные корочки, нужно просто иметь навык.

Альбина Рахматуллова:

Говоря о нормативке, готовясь к эфиру, мы опубликовали анонс, и один из комментариев был, что доврачебная помощь – это неверно. Почему же доврачебная помощь неверна, и почему мы называем ее первой помощью?

Ирина Семенова:

Первая помощь – это вполне себе юридический термин, который закреплен 323-м федеральным законом, 31-я статья, она так и называется – первая помощь. Там нет никаких слов про доврачебную, там нет термина, который я, к сожалению, время от времени встречаю, первая медицинская помощь. Первая помощь – это одна статья, а вот медицинская помощь – это уже следующая статья этого же 323 ФЗ. Поэтому первая помощь даже не околомедицинская, ею могут пользоваться абсолютно все, вне зависимости от образования, от специальности и даже от возраста.

Альбина Рахматуллова:

Какие основные принципы оказания первой помощи?

Ирина Семенова:

Что касается основных принципов, наша главная задача – сократить количество пострадавших, а не увеличить их. Поэтому первое, с чего мы начинаем в подходе к первой помощи – с безопасности. Мы не начинаем оказывать первую помощь там, где мы не уверены в том, что нам самим не станет от этого хуже. Поэтому первый пункт в алгоритме оказания первой помощи – это оценка безопасности. Если мы понимаем, что пострадавший лежит на проезжей части, где идет трафик машин, мы не пойдем оказывать ему помощь, потому что мы можем оказаться вторым пострадавшим, а это категорически не наш принцип, не та история, к которой мы стремимся. Поэтому сперва смотрим на ситуацию, здраво оцениваем, насколько мы сами готовы войти в контакт с пострадавшим. Если мы не знаем человека, которому нужна помощь, он выглядит не так, что к нему хочется прикоснуться, для этого есть средства защиты, перчатки, которые можно носить с собой. Существуют даже маленькие брелки, которые вешаются на ключи, и в них лежит пара перчаток. Также есть маски, которыми можно воспользоваться.

Если понимаете, что пострадавшему человеку действительно нужна ваша помощь, но у вас ничего нет под рукой, на крайний случай целлофановый пакет. Вообще, если говорить о первой помощи, это зачастую история про смекалку и подручные средства, потому что не всегда у нас в сумочке есть штатное средство остановки кровотечения, и приходится выдумывать, из чего это можно сделать. В данном случае главное понимать принципы, которые можно применить для оказания этой самой первой помощи, а чем ее оказывать, это уже дело случая.

Альбина Рахматуллова:

Представим ситуацию, пройдемся по алгоритмам и принципам. На рабочем месте, коллеге становится плохо. Первое, что мы делаем – мы оценили ситуацию, можем к нему подойти. Что делаем дальше?

Ирина Семенова:

Дальше делаем обзорный осмотр, то есть пытаемся выявить причину, почему стало плохо. Но мы выявляем причину не в контексте того, что мы хотим поставить диагноз, это вообще не наша задача. Наша задача – найти то, от чего человеку может стать еще хуже.

Что касается рабочего места, хочу особенно отметить про первый пункт, немножечко вернемся к безопасности. Мы смотрим на предмет электробезопасности. Если видим, что к человеку подходит какой-то проводок, и мы не понимаем, от чего он, куда он, под напряжением, обесточен, что с ним происходит, в первую очередь обратимся к электрику, которого мы супербыстро постараемся вызвать, чтобы он сказал нам, что тут действительно безопасно. Статистически электротравмы на производствах – это частая история, с которой люди сталкиваются, и не всегда сразу срабатывает щелчок в голове, что «а, тут же может быть электричество». На это очень важно обращать внимание.

Дальше, согласно алгоритму, мы делаем обзорный осмотр. Мы пытаемся выявить наличие кровотечений, потому что кровотечение – это первая жизнеугрожающая ситуация, которая может быстро все последующие пункты алгоритма привести в негодность, потому что если человек с кровотечением в данную секунду в сознании, через секунду он может быть уже без сознания, и мы уже должны будем применять совершенно другие меры.

Альбина Рахматуллова:

Кровотечение для обывателя, то есть для кого-то небольшая рана, которая кровоточит, это кровотечение. Для кого-то – когда лужа, тогда и кровотечение. Как же первично человеку без медицинского образования, который и так находится в стрессе, понять, что вот это кровотечение, на которое стоит обратить внимание? Или обращаем внимание на любое кровотечение?

Ирина Семенова:

Мы обращаем внимание на любое кровотечение. Другой вопрос, что у нас будут немножечко разные способы их остановки, но любое кровотечение давайте останавливать, даже если это порезанный пальчик, даже если разбитая коленка, кровотечение мы останавливаем в первую очередь.

По поводу способов остановки кровотечения. Самый простой, элементарный способ, которым можно воспользоваться, исходя из тех средств, которые есть в аптечке работника, – это тугая давящая повязка. Если что-то течет, на это нужно надавить. Мы можем осуществлять давление на рану просто рукой. Но сколько мы так просидим? Через сколько остановится кровь? Не очень удобно, правда?

Альбина Рахматуллова:

Минут через 15 рука затечет точно.

Ирина Семенова:

Об этом и речь. Поэтому для остановки кровотечения мы используем тугую давящую повязку. Ее можно сделать из двух бинтов: один бинт давит, второй фиксирует. Это весь принцип остановки наружных кровотечений средней интенсивности с помощью тугой давящей повязки. Есть штатные средства, это эластичный бинт, у которого есть перевязочная часть, перевязочный материал, уже прификсированный к нему, и тогда не нужно ухищрений с двумя предметами. Мы перевязочной частью накладываем на рану и после этого эластичной частью создаем давление и фиксируем данную повязку. Но в стандартных аптечках такого средства нет. Также тугую давящую повязку можно изобразить из двух косынок, из двух футболок, из того, что есть мягкое и объемное под рукой. Самое важное, чтобы было создано давление, было зафиксировано, чтобы была создана масса перевязочного материала. Условно, двумя трусиками мы вряд ли сделаем корректную остановку кровотечения.

Но бывают такие случаи, когда мы не можем давить в рану. Например, если из нее что-то торчит, это может быть что-то инородное, кость, что-то от тела. Могут быть ситуации, когда рана просто слишком большая по объему и надавить на нее не получится. В таком случае мы прибегаем к использованию других штатных средств, которые также есть в аптечке работника, – это жгут. Жгуты есть разного типа, есть эластические жгуты, я думаю, что их большинство из вас видело либо на курсах в автошколе...

Альбина Рахматуллова:

Либо когда нам брали кровь в детстве, резиночки.

Ирина Семенова:

Это немножко не те жгуты, это не венозный жгут, которым пользуются, чтобы взять кровь, тут немножко другая история. Мы для остановки кровотечения используем более плотные жгуты, потому что нам нужно создать приличное давление. Смысл действия жгута – это пережать сосуд, чтобы кровоток не поступал, чтобы кровоток полностью ограничить выше раны. Если давящую тугую повязку мы накладываем непосредственно на рану, то жгут накладываем строго выше раны. И он должен быть наложен достаточно туго, для того чтобы кровотечение остановилось, потому что нам нужно пережать сосуд. У нас тут нет опции немножечко поддавить, потому что он все равно будет немножечко подтекать. Абсолютно сантехнический принцип: если труба течет, ее нужно просто перекрыть, все работает так же.

Альбина Рахматуллова:

Где нам взять жгут, если его нет? Можем ли мы чем-то его заменить? Или он все-таки должен быть на рабочем месте в аптечке?

Ирина Семенова:

Жгут в аптечке обязательно есть по приказу. Аптечки формируются согласно не так давно обновленным приказам, аптечка работника – это 262-й приказ, и в нем прописано обязательное наличие жгута. Но если так вышло, что жгута почему-то нет, чего в принципе не должно быть, потому что жгут должен быть и в аптечке водителя, и в аптечке образовательной организации, и в аптечке работника, можно сделать импровизированные закрутки. Но ни в коем случае не ремень, не что-то эластичное. Импровизированные закрутки – это достаточно сложная тема, потому что нужно и не пережать окружающие ткани, и при этом создать достаточное давление. Люди из туристической сферы обычно знают миллион способов, из чего можно сделать закрутку, из палки и палки, например, но я предлагаю все-таки говорить о чуть более городской среде, то, что мы встречаем здесь. Вернемся к штатным средствам.

То, что сейчас встречается достаточно часто, это жгут вороткового типа, или турникет. Я думаю, что это слово в контексте наших реалий слышали практически все. Это штатное средство остановки кровотечения, которое более бережно, чем классический жгут, у него есть свои особенности ввиду того, что у него есть платформа, и на совсем тонкую конечность, то есть на ребенка либо на дистрофичного человека мы вряд ли сможем его зафиксировать, но нам, обычным стандартным взрослым, это наиболее удобное, щадящее средство остановки кровотечения в том случае, если оно не останавливается с помощью тугой давящей повязки. Мы останавливаем давлением на рану. Если уже не можем, тогда пользуемся турникетом. Чтобы не раскидать все оборудование вокруг, я не буду сейчас показывать, как конкретно им пользоваться, но видео об этом, во-первых, можно посмотреть на сайте территориального Центра медицины катастроф Москвы, потому что там функционирует учебный отдел, который занимается популяризацией первой помощи и распространением знаний в формате видеороликов, коротких статей о практических навыках, как и чем мы можем воспользоваться. А во-вторых, инструкции по пользованию турникетом тоже в формате коротких видеороликов можно посмотреть в соцсетях Молодежного совета, мы ведем достаточно обширный блог по первой помощи, самопомощи, взаимопомощи, что тоже важно, потому что методики будут немножечко отличаться, и там более подробно можно посмотреть. Очень важно иметь понимание, как пользоваться турникетом, как его можно применить.

Альбина Рахматуллова:

Мы осмотрели и кровотечения не увидели. Какой наш следующий шаг?

Ирина Семенова:

Дальше мы оцениваем наличие сознания и дыхания. Если мы понимаем, что у пострадавшего есть сознание, он отвечает, реагирует на наш зов, в целом оценка сознания происходит потряхиванием за плечи, громким окликом, потому что человек может находиться просто в глубоком сне. После этого мы понимаем, что у него есть сознание, и переходим к дальнейшему его осмотру, уже более детальному. Когда сознания нет, у нас есть два варианта. Мы оцениваем дыхание. Если сознания нет, но дыхание есть, то наша задача сделать так, чтобы это дыхание продолжало быть в наличии. Поэтому мы обеспечиваем проходимость дыхательных путей. Рабочие места у всех разные, это может быть будка в метро, где суперограничено место, и тогда мы просто запрокидываем подбородок и открываем тем самым дыхательные пути, но если можем, наша идеальная задача – это положить пострадавшего в устойчивое боковое положение, в котором он сможет дожидаться приезда скорой помощи. Устойчивое боковое положение подразумевает под собой то, что человек будет лежать на боку, опертый на свои же конечности, то есть мы никакие дополнительные средства не используем. Мы определенным образом перекладываем человека на бок, технику, как конкретно выполнять устойчивое боковое положение, можно посмотреть либо на сайте ЦМП, либо в сетях Молсовета. Но задача такая, чтобы человек был устойчив, чтобы он опирался на свой локоть и свое колено, и чтобы его дыхательные пути были раскрыты, то есть подбородок чуть-чуть выведен вперед. В жизни всякие бывают ситуации: перегруз, алкогольное опьянение. Если вы понимаете, что кто-то рядом находится в бессознательном либо полубессознательном состоянии, помогите лечь на бок, потому что это наиболее безопасное положение, в котором у человека меньше риска захлебнуться, задохнуться, каким-то образом себе навредить дополнительно, помимо его основного состояния. Это что касается пострадавшего, который без сознания, но при наличии дыхания.

Если мы понимаем, что у пострадавшего отсутствует дыхание, сознания нет, дыхания нет, это может свидетельствовать о том, что у человека случилась внезапная остановка кровообращения, и нам нужно приступать к сердечно-легочной реанимации. В такой ситуации просим кого-то из окружающих вызвать скорую помощь либо реагируем самостоятельно, пытаясь и начать сердечно-легочную реанимацию, и вызывать скорую помощь сразу вместе с этим. Наша задача – положить пострадавшего на твердую ровную поверхность, на спину, найти у него середину грудины и определенным образом, выпрямив свои руки и направив вес своего туловища по направлению к рукам перпендикулярно к туловищу пострадавшего, начать компрессию грудной клетки, сжатие. Наша задача – поработать сердцем для нашего пострадавшего. Мы это делаем с частотой 100-120 раз в минуту с периодичностью 30 нажатий к двум вдохам. Поскольку сейчас у меня нет возможности тут попрыгать, показать на ком-то, поэтому просто рассказываю на пальцах, но мы делаем свои 30 компрессий определенным образом, поставив руки. После этого разгибаем подбородок пострадавшего и делаем два вдоха. Вдохи делаем в том случае, если мы к этому готовы, потому что может быть ситуация, что мы человека не знаем, мы не готовы вступать с ним в физический контакт, и у нас нет дополнительных средств, таких как одноразовая маска или мешок Амбу, тогда мы можем просто осуществлять компрессии. Этого будет достаточно, это лучше, чем вообще к нему не подойдем.

Альбина Рахматуллова:

Ирина Сергеевна, мы поговорили о состояниях, даже об этапах осмотра больного, пациента, пострадавшего. И Вы упомянули о вызове скорой помощи. В целом, это кажется логичным, и каждый из нас знает, что скорую вызывать надо. Но острые ситуации, ты теряешься, давайте расскажем нашим слушателям, как же правильно вызывать скорую помощь.

Ирина Семенова:

Отличный вопрос, спасибо за него большое, потому что мы вроде бы все знаем, что делать, а в экстренной ситуации теряешься, забываешь, куда звонить, что делать. Напоминаю, мы звоним по двум номерам – либо 112, либо 103. По номеру 112 мы можем сразу вызвать дополнительные службы, если они нужны. В первую очередь называем адрес, потому что вдруг связь сломается, что-то случится не так, телефон сядет. Бригада должна понимать, куда ехать. Диспетчер, услышав адрес, уже хотя бы будет знать, где мы.

Дальше говорим что случилось. Мужчина без сознания, 43 года. Что я сейчас назвала? Без сознания – это что случилось, что происходит. Мужчина – это пол, возраст, какие-то ориентировки пострадавшего, потому что от этого будет зависеть профиль бригады. Очень большая разница для диспетчера, когда он посылает бригаду на вызов к 12-летнему ребенку, к беременной женщине и к пожилому мужчине. Будут немножечко разные вводные, и это важно знать.

Дальше наша очень важная задача – сказать, что мы собираемся делать: приступаю к реанимационным мероприятиям, приступаю к СЛР или остановил кровотечение таким-то образом. То есть наша задача – объяснить диспетчеру, чтобы он это передал бригаде, а что мы тут вокруг него уже успели сделать. От этого тоже будет зависеть маршрутизация, оснащенность бригады. Поэтому просто запоминаем этот алгоритм: где, что случилось, кто пострадал и что я делаю.

Дальше, если у вас остается время либо если вам помогают в вызове бригады, вы уже можете спокойно отвечать на вопросы диспетчера, представляться самостоятельно, оставлять контактные данные и прочие вводные. Но эти основные четыре момента, которые я озвучила, суперважно сказать. Причем вызов скорой помощи, правильный, корректный, действительно помогает спасать жизни. Поэтому это то, чему мы учимся первоочередно, и взрослых этому учим, и детей, потому что ситуации бывают разные, и с необходимостью оказывать первую помощь могут столкнуться абсолютно все.

Альбина Рахматуллова:

Один из важных вопросов – когда вызывать скорую помощь? Мы прошлись по алгоритмам. Я вижу пострадавшего, я сразу вызываю скорую помощь, я подхожу к нему, вызываю скорую помощь, или я провела все эти этапы и после этого вызываю скорую помощь?

Ирина Семенова:

В алгоритме, который утвержден 220-М приказом, который регламентирует порядок оказания скорой помощи, есть пункт, где написано «вызываем скорую помощь, если это не было осуществлено ранее». Мы можем вызвать скорую помощь на каждом из этапов, в зависимости от ситуации. Если мы подошли к пострадавшему и не можем понять, что с ним, то есть по какой-то причине не можем оценить наличие сознания и дыхания, то мы, конечно, вызываем. Если понимаем, что мы попробовали оценить сознание, и он отреагировал, сказал: «Отстаньте, я сплю», – тогда вызов бригады не требуется. В случае с детьми мы вызываем бригаду как можно раньше, потому что у детей есть особенность. Во-первых, они более реактивны, то есть быстрее отключаются, у них быстрее останавливается сердечко, и здесь мы не можем промедлять, то есть как можно быстрее вызываем. Говоря о приоритизации, приоритет отдается детям. Если у нас несколько пострадавших, в первую очередь мы занимаемся ребенком. Поэтому нет точного времени, когда нужно вызвать скорую помощь, по возможности. Когда у человека нет сознания и дыхания, то есть у него остановлено кровообращение, тогда как только приступаем к сердечно-легочной реанимации, сразу же вызываем. Тут ситуативно, нет конкретного ответа на вопрос. Если мы можем к кому-то обратиться, а мы это можем сделать, если находимся на улице или на работе, просто крикнуть: «Мужчина в синей куртке, вызовите, пожалуйста, скорую помощь», – этого уже будет достаточно, и наши действия в части вызова бригады не нужны.

Альбина Рахматуллова:

Вы опередили мой следующий вопрос о помощи, и у наших слушателей часто возникают вопросы. Стоит ли звать на помощь, кричать и собирать вокруг себя условную толпу, или все-таки тихо отвернуться и делать все самому?

Ирина Семенова:

Очень хороший вопрос, очень дискутабельный, вызывает зачастую много споров, нюансов. Хочу в первую очередь развеять миф касаемо первой помощи – а вдруг я сделаю хуже, а вдруг меня посадят? Если вы будете делать все в рамках алгоритма и не выходить за его пределы и за свои компетенции как человека, оказывающего первую помощь, никого не посадят, это точно, даже если так случится, что пострадавшему будет нанесен дополнительный ущерб помимо его основного состояния.

По поводу привлечения внимания – очень важно, чтобы ваши действия не были расценены, как попытка сделать хуже и так страдающему человеку. Очень важно сказать: я буду оказывать первую помощь, я умею это делать. Важно дать понять пострадавшему, что я буду вам помогать. И при этом, если пострадавший не выражает явного отказа, вы можете это делать. Если вы говорите: «Я буду вам помогать», – а пострадавший говорит: «Руки убери», – значит, мы руки убираем, потому что если человек не нуждается в помощи, либо если мы трясем его за плечи и спрашиваем: «Вам нужна помощь?» – он говорит: «Нет», – значит, убираем руки, перестаем трогать человека, но помним про такое важное состояние, как острая психологическая реакция на стресс. Человек может находиться в состоянии стресса, гипервозбудимости нервной системы и не оценивать происходящую с ним ситуацию. Тогда мы остаемся рядом, в том контуре, где мы можем в любой момент, если человеку станет хуже и он перестанет отвечать на наши вопросы, потому что если мы задаем вопрос: «Вам помочь?» – а вам не отвечают, отсутствие отказа означает согласие, и мы начинаем оказывать эту помощь. Но если категорически говорят «нет» и дают понять, что помощь не нужна, мы насильственно никому не помогаем. Добро причинять не надо.

Но при этом, что касается привлечения посторонних людей, это очень важно делать, потому что, во-первых, вам действительно может понадобиться помощь самому, может понадобиться сменить руки в случае, если мы делаем компрессию на грудную клетку, это очень трудозатратное мероприятие, вам может понадобиться вызвать скорую помощь, что-то подать, встретить бригаду, потому что последний пункт алгоритма оказания первой помощи заканчивается тем, что мы передаем нашего пострадавшего бригаде, передаем его в руки специалистов, которые окажут ему медицинскую помощь. Очень важно, чтобы рядом кто-то по возможности вам все-таки помогал.

Альбина Рахматуллова:

Мы уже не раз оговорились о психологическом состоянии, стрессе, шоке. Если вдруг в середине рабочего дня случается экстренная ситуация, у человека все вылетает из головы: какая первая помощь, кто мне что говорил? Как собрать себя и сделать так, чтобы ты был в состоянии оказать эту самую первую помощь?

Ирина Семенова:

Наверное, мне повезло, я еще не сталкивалась в жизни с ситуациями, где мне бы самой нужно было оказать эту первую помощь. Но в рамках любого навыка, в рамках любого обучения нужно понимать, что в критической ситуации мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня своей подготовленности. Поэтому единственное, чем мы можем себя готовить – это тренироваться, формировать навыки, чтобы то, что мы делаем, чтобы эта самая первая помощь не лежала глубоко, чтобы она была на уровне «я это знаю руками». Может быть, я не вспомню головой, но я 30 раз наложил повязку и 100 минут качал манекен. И даже если не головой, то руками знаю, что делать. Просто этот алгоритм должен быть на подкорке не как номер приказа. Нет, он должен быть на уровне «если что-то пойдет не так, я точно понимаю, что я буду делать и зачем я это буду делать». То есть этот навык нужно просто формировать. Чем больше мы повторили, чем больше мы об этом говорим, чем больше вы меня послушаете, посмотрите видео, попробуете руками, тем больше вероятность, что в критической ситуации реакция будет адекватна этой ситуации.

Альбина Рахматуллова:

И это подтверждает, насколько важна популяризация оказания первой помощи. Хочется сказать о проекте «Помогайка», который помогает с ранних лет вложить в голову знания, чтобы человек, даже будучи взрослым, не растерялся и смог оказать первую помощь. Что же это за проект?

Ирина Семенова:

Это моя маленькая любовь. История, которая началась с идеи. Нынешние взрослые живут в каком-то паттерне, мы уже чему-то научены, мы уже чего-то боимся, те же самые мифы, о которых я говорила: вдруг я сделаю хуже, а вдруг я буду не прав. У детей этого всего нет, они еще не зашорены. А пройдет буквально 10-15 лет, и эти маленькие пупсики станут фундаментом нашего общества. Поэтому проект «Академия «Помогайка»» направлен на обучение и на привитие навыков оказания первой помощи детям от 6 лет. Мы стараемся закладывать в самых маленьких детишек понимание того, что помогать нормально, подойти к пострадавшему обязательно, что тот навык, который для взрослых уже «а вдруг, а как, непонятно что», для детей должен быть на автомате. И тогда, через какое-то время, наше общество будет более безопасным, и вокруг станет больше людей, которые готовы и прийти на помощь, и помочь себе, и сориентироваться в экстренной ситуации.

Проект проводится на безвозмездной основе в парках, в городских пространствах Москвы. Мы просто привлекаем детишек к оказанию первой помощи, к обучению, к формированию нормальности того, что первая помощь – это часть нашей жизни. Вместе с детьми подтягиваются их родители, которые изначально – а это вообще что? И мы понимаем, что через 30-40 минут интерактивного игрового занятия родители тоже заходят: «Меня забинтуй, нам тоже интересно». Таким образом мы формируем не только навык и понимание базовых основ первой помощи у детей, но и семейный интертейнмент, семейное времяпровождение, где родители с детьми могут на одном языке говорить и внутри своей маленькой ячейки формировать зону безопасности, где каждый из них знает, что делать в экстренной ситуации, как помочь себе и как помочь своим же родственникам, друзьям, близким.

Альбина Рахматуллова:

Действительно важный, нужный проект. Вы говорили о том, что каждый человек, маленький, большой, старенький, должен знать о первой помощи. Мы поговорили об аптечках, которые должны быть в образовательных учреждениях, на работе, также говорили о брелках, которые можно носить с собой. Давайте обозначим минимум, который не обязательно, но желательно иметь при себе и уметь им пользоваться в случае острой необходимости.

Ирина Семенова:

Отличный вопрос, потому что минимум у всех будет разный в силу того, что мы все живем в чуть-чуть разных обстоятельствах. Кто-то из нас часто ездит за рулем, там нужно иметь специфический набор. Кто-то часто работает в экстренных условиях. Я в своей дамской сумочке ношу с собой турникет. В силу того, что он не занимает много места, он в сложенном виде, реально компактный. И при этом это то средство, которое может помочь в случае, если у меня или у кого-то из окружающих будет жизнеугрожающее кровотечение.

Это спасательное одеяло, прикольное, блестящее. Оно очень маленькое, это фольга, оно раскладывается в полотно 2 метра на полтора. И это вещь, которой можно в случае переохлаждения укрыться и согреться, которой можно в случае перегрева прикрыться и перестать получать гипертермическую нагрузку. Абсолютно полезная история в нашу прекрасную теплую летнюю пору, когда в июле +10. Много места не занимает, абсолютно компактная удобная вещь.

Также у меня с собой на ключах висит брелок с перчатками и такой же брелок с маской для искусственного дыхания, для того чтобы я могла сделать эти самые 2 вдоха после 30 компрессий, потому что жизнь непредсказуема, когда что может пригодиться, неизвестно.

Также из того, что у меня в сумке уже не помещается, но знаю, что коллеги с собой имеют, это перевязочные бандажи либо бинты, лейкопластырь, который есть во всех аптечках, как в аптечке автомобилиста, так и в аптечке работника. Маркер. Зачем нужен маркер? История тоже очень важная, потому что если мы останавливаем кровотечение с помощью штатных средств, которые прекращают кровоток, то есть не просто повязка, а турникет либо жгут, мы должны зафиксировать время наложения, потому что через какое-то время в конечности начинают происходить необратимые процессы, которые нам нужно передать информационно врачам, которые будут работать с нашим пострадавшим. И мы фиксируем такие давящие истории на два часа, вне зависимости от времени года, возраста, комплекции пострадавшего, два часа, и мы должны обязательно передать бригаде скорой помощи информацию о том, когда мы наложили жгут.

Альбина Рахматуллова:

Также хочется вернуться к рабочему месту и рассказать нашим слушателям о бытовых ситуациях, которые встречаются довольно часто, например, если человек подавился. Как реагировать в этом случае?

Ирина Семенова:

Частая ситуация, проскакивают даже в интернете, в соцсетях ролики о том, что в торговом центре на фудкорте кто-то подавился и не смогли помочь. Это история, которая имеет два варианта развития событий. Первый вариант развития событий – человек подавился, но не полностью, то есть у него дыхательные пути перекрыты частично, и он еще может сказать, или кашлять, или издавать какие-то звуки. В таком случае, придерживая его за плечи, мы просто помогаем наклониться, стимулируем его кашель, говорим: «Кашляй», – мы не хлопаем, не стучим, ничего не делаем, просто помогаем ему прокашляться, чуть-чуть наклоняем вперед, чтобы ему было удобнее это делать.

Но может быть ситуация, когда дыхательные пути перекрыты полностью, то есть человек подавился чем-то достаточно крупным, тогда он не будет издавать звуков. Скорее всего, он будет держаться за горло со страшными испуганными глазами и просто показывать, что ему нужно помочь. В таком случае мы осуществляем так называемый прием Геймлиха. Мы также наклоняем человека вперед на свою руку. Делаем это для того, чтобы своим ударом его просто не уронили, мы его придерживаем. Между лопатками делаем пять скользящих ударов снизу вверх вдоль хода позвоночника. Если это не помогло, находим точку между нижним краем ребер и пупком, ставим свой кулак большим пальцем к животу, второй рукой накрываем ладонь и делаем резкое надавливающее движение снизу вверх, то есть от живота к подбородку. Это тоже стимулирует сокращение диафрагмы и выталкивает то, что могло застрять в дыхательных путях. Мы также это делаем пять раз. Если это не помогает, снова переходим к ударам между лопатками. Если не помогает и это, значит, в какой-то момент наш пострадавший потеряет сознание. А так как нет сознания и нет дыхания, переходим к сердечно-легочной реанимации, про которую мы поговорили.

Еще важный момент, что мы делаем с детьми, потому что детки часто давятся. И есть негуманные методы, архаичные, которые до сих пор встречаются на просторах интернета, – трясти за ноги, переворачивать. Мы этого всего не делаем. Ребенка, младенчика кладем себе на предплечье лицом вниз. Таким образом наклоняем его, чтобы голова была ниже попы, и также делаем эти скользящие аккуратные удары, можно ладошкой, можно пальчиками. Но смысл ровно такой же, мы не трясем головой вниз детей, пожалуйста, не нужно этого делать. Можно, если ребенок чуть крупнее, на колено себе положить. Но ни в коем случае не трясти.

Альбина Рахматуллова:

И в завершении нашей программы, по доброму обычаю, я прошу Вас дать советы, рекомендации, напутствие нашим слушателям, чтобы им не было страшно, чтобы они понимали важность той темы, о которой мы сегодня говорили.

Ирина Семенова:

Первая помощь – это просто, это законно и это спасает жизни. Это тот навык, который может помочь нам не бояться жить эту жизнь, потому что если каждый из нас поможет соседу, значит и нам помогут. Мы просто замкнем этот круг взаимопомощи и сформируем безопасное общество. Поэтому я настоятельно рекомендую обучиться первой помощи, поинтересоваться этой темой, потому что каждый из нас думает, что со мной не случится. Но оно же с кем-то случается, и даже с теми, кто думал, что не случится. Здесь очень важно не для экзамена, не для кого-то, а для себя, для своих близких, для своих деток эти знания получить и закрепить. Навык, чтобы он не мучительно выходил из мозга тяжелыми воспоминаниями, а просто был закреплен на уровне рефлексов. Здесь даже неважно, будете вы проходить квалифицированное обучение и сдавать экзамен на то, чтобы получить доп. образование по первой помощи. Здесь экзамен принимает жизнь. Это та ситуация, в которой, надеюсь, никто из нас никогда не окажется, желаю никогда никому не воспользоваться этими навыками, но все-таки их иметь.

Альбина Рахматуллова:

Спасибо Вам большое. Дорогие друзья, будьте здоровы!



 

Вопросы врачу:

Главная / Врачи / Публикации / Статьи
Электронная почта для связи: admin@doctor.ru


© doctor.ru Все права защищены.



18+