доктор.ru

Ребенок. Лето в городе

Людмила Болдырева: Здравствуйте! В эфире программа «Психолог и я» и я, её ведущая Людмила Болдырева. Сегодня такой праздничный день, день, посвящённый детям, и поэтому я хочу поговорить на тему, конечно же, касающуюся детей. Это ребёнок в городе, потому что лето хоть у нас и обещают непонятно каким, кто-то жарким, кто-то холодным, но тем не менее наступают летние каникулы, и нужно определиться, что же делать с ребёнком, если вы остаётесь в городе либо, по крайней мере, какое-то время ребёнок проведёт в городе. Поэтому наши сегодняшние вопросы: как грамотно организовать ему отдых, какой вообще отдых для детей наиболее эффективный, заниматься с ребёнком за время этого отпуска или лета школьными предметами или не заниматься, заставлять его читать или не заставлять его читать, если ребёнок не хочет? И, конечно же, компьютер, бесконтрольное пользование, пока родителей нет – как с этим быть и как ребёнка не то чтобы отучить от компьютера и не оттащить от компьютера, что называется, но, по крайней мере, сделать так, чтобы его внимание отвлекалось на что-то, кроме компьютера? В общем, вопросов много, и на все эти вопросы нам сегодня постарается ответить Ирина Осютина, психолог, детский и семейный коуч. Ирина, здравствуйте! Спасибо, что пришли!

Ирина Осютина: Здравствуйте, Людмила! Благодарю, что меня пригласили на эту передачу, на этот эфир, потому что дети - это святое. Для меня интересы детей, как для профессионала, это самое важное. Да, вопросов очень много, и постараемся сегодня охватить все, какие только получится.

 

Людмила Болдырева: В целом как правильно организовать отдых ребёнку?

Ирина Осютина: Вот интересный вопрос! Не далее, как сегодня утром, прямо перед выходом на передачу, когда я готовилась, позвонила дочери, она уже у меня взрослая, и поинтересовалась, говорю: «Слушай, вот если бы тебе сейчас отмотать обратно 8-10-12 лет, то какой бы отдых ты себе выбрала и что бы ты сказала своим родителям? Самое главное, что бы ты хотела сказать родителям?» Её ответ, надо признаться, меня просто поразил. Она мне сказала: «Только не отправляйте меня в деревню!» Я говорю: «А что тогда вместо?» «Оставьте меня дома, чтобы я могла сидеть и ждать с работы маму». Я очень сильно удивилась, очень сильно, потому что – да, я хорошо своего ребёнка знаю, да, в возрасте 8-10 лет и дальше я знала, что лагеря – это не наша тема и в лагеря мы никогда не ездили, но деревня? У нас шикарная деревня, там замечательный воздух, там куча занятий, там много чем можно заниматься. Ну, у меня не было просто слов, и я подумала: до какой степени иногда мы думаем за наших детей! И насколько можно было бы избежать каких-то конфликтных историй, если просто повнимательнее, что ли, присмотреться, спросить их. Ну, я думаю, она мне говорила вообще-то, но я просто не помню, настолько я знала, что я точно лучше понимаю, что ей надо. И моя дочь мне тихо так сказала, и спасибо ей огромное за эту идею, она мне говорит: «Мам, но дети-то все разные».

 

Людмила Болдырева: Действительно.

Ирина Осютина: Неужели? Я профессионал, который много лет работает с детьми, и для меня это сегодня стало таким открытием – да, дети разные. И вот как же ответить на этот вопрос, дорогие наши слушатели, чтобы было понятно каждому? И я придумала для вас такую игру. Вот, если можно, Людмила, поделюсь.

 

Людмила Болдырева: Конечно, можно.

Ирина Осютина: Давайте на несколько минут помечтаем и переселимся в сказочный лес. Вот прямо сказочный лес, и каждый из нас является родителем одного из наших любимых мультяшных персонажей. Это история про Винни-Пуха. Кому-то сильно в жизни повезло, и он становится мамой, папой, бабушкой, дедушкой Тигры; кому-то гораздо больше повезло, и он становится родителем Винни-Пуха; у кого-то появляется малыш в виде Ослика Иа и у кого-то появляется малыш в виде Кролика. Ну вот, 4 таких ярких персонажа возьмём. Оговорюсь сразу, чтобы коллеги меня не забросали шапками, что это, конечно, очень условные типажи, но это сразу становится понятно. И прикиньте теперь на вашего ребёнка на такого вот этот отдых. Допустим, вам повезло, и у вас ребёнок в виде Тигры. И представьте себе, что это зажигательный такой зверёныш, который может наматывать сто кругов вокруг дома, который может облазить все деревья, который может, если ему некуда выйти из дома, представьте себе, что он устроит дома к вашему возвращению с работы, скорее всего.

 

Людмила Болдырева: Будет ли дом?

Ирина Осютина: Будет ли дом, совершенно верно. Вот и представьте себе, вас ждёт лето. Прикиньте на своего ребёнка, какой более выраженный у него типаж и что вы сможете ожидать от него. Обращу внимание сразу, это очень важно. Наши дети – они такие умные, они такие чувствительные, они такие наблюдательные, в отличие от нас с вами, и они так классно понимают, чего мы хотим видеть на выходе, что вот эта самая Тигра, она великолепно сыграет перед вашим выходом на работу, что она (или он) почитает книжку. Обязательно посуда, ну а как? В магазин если сходит – это вообще вау! То есть перед вами такой ангел, который точно знает, что вы хотите от него услышать, и он вам это всё пообещает.

 

Людмила Болдырева: Честно перескажет.

Ирина Осютина: Вы знаете, совершенно искренне. Он искренний вообще до невозможности. И, кстати, именно эти Тигры, кому с ними повезло, тот сейчас поймёт, о чём я скажу, они такие самозабвенные вруны, это просто не передать! Вот закрылась за вами дверь. Эта Тигра, она прямо ждала, она ждала, когда дверь захлопнется, она такая посчитала пять минут, чтобы вы сели в машину или там в троллейбус и уехали. В окно выглянула – уехали, быстренько самокат, у него уже есть места, куда ему срочно надо. Он поехал в соседний двор, у него там где-то уже что-то положено. И он, конечно же, забыл, во сколько ему надо прийти, вот вообще забыл. Поэтому, когда вы вернулись с работы, Тигры нету. Ну если он дома, то это счастье, и он вам расскажет, как всё было круто и как он всё сделал. Но на самом деле он где-то там. Поэтому что происходит? Как нам с ними общаться? Если у вас Тигра, не надо вообще-то делать каких-то немыслимых ожиданий, не надо хотеть от белочки, чтобы она перестала скакать по деревьям. То есть подвинуть свои ожидания больше к реализму и предложить всё-таки что-то для него привычное. Если речь идёт о Тигре, то замечательно, если всё-таки не оставлять его без присмотра. И пусть он несётся в эту деревню, если есть хоть малейший шанс.

 

Людмила Болдырева: Детский лагерь, наверное, можно?

Ирина Осютина: Пусть это будут тематические какие-то, сейчас море тематических лагерей. Надо понимать, если мы его не займём, он займёт себя сам. Сейчас пока только про занятия, не трогаем тему компьютеров, это прямо отдельно, ладно?

 

Людмила Болдырева: Да, конечно.

Ирина Осютина: Если это Ослик Иа, замечательно, это самый лучший друг и товарищ для вас. И вот этого товарища можно смело оставлять дома, если он вам ещё тихим шёпотом сказал: «Я буду ждать, пока ты придёшь с работы». Но, чтобы этот ребёнок чувствовал себя нужным, ему можно поручать самые потрясающие вещи дома. Хотите – вы этому ребёнку можете предлагать разные проекты. Ну конечно, нам, как родителям, всё равно придётся поднапрячься, то есть рассчитывать на то, что у нас будет какая-то халява, вы знаете, не приходится. Нам всё равно придётся думать про занятия. Ребёнок должен быть занят, иначе это деградация, потому что развитие мозга, у них формируется мозг. Вообще у человека формируется мозг достаточно долго, где-то до 25-30 лет. И если ему, нашему мозгу, не предлагать пищу, он должен всё время чего-то кушать, если ему не предлагать эту пищу, то он отмирает за ненадобностью. Это касается детей в первую очередь, и мы сейчас имеем кучу инфантильных детей, которым ничего не надо, к сожалению. И это касается точно так же и взрослых. Так вот, чем более обширный опыт и пищу для ума мы ребёнку предлагаем, тем замечательнее, тем больше у него будет возможностей выбора впоследствии, чтобы не сужать ему. Людмила, напомните мне, пожалуйста, потом, чтобы я не забыла, вот именно про упор на развитие, упор на таланты, одарённость, вот хочется ещё.

 

Людмила Болдырева: Хорошо.

Ирина Осютина: А то я так перескакиваю. Так вот, Ослик Иа. Может попроситься остаться дома ещё Кролик, например, перфекционист такой. И обязательно им нужно предлагать домашние проекты – кулинарные, клининговые, оптимизацию каких-то домашних идей. Если есть у ребёнка какие-то любимые вещи, типа рукоделие, какие-то планеры, то тоже обговаривать, то есть с ними планировать. Как мы планируем на работе свой день, собственно, планировать с ними. Во-первых, мы должны обязательно объяснить им, а что они за это будут иметь.

 

Людмила Болдырева: То есть как бы выгода нужна?

Ирина Осютина: Вы знаете, мотивацию никто не отменял. И, возможно, сейчас кто-то из наших слушателей скажет: «Ну извините, за то, что у меня уберётся ребёнок дома, как бы слово найти, это не сильно хорошо – покупать у ребёнка услуги». Извините, мы никто не пойдём работать, ну кто-то пойдёт работать за бесплатно и это отдельная песня, но в основном всё-таки, когда мы проходим собеседование, мы спрашиваем: «А зарплата какая?» Если маленький человек дома трудится, он должен получать награду.

 

Людмила Болдырева: Но это же может быть просто не выражено в деньгах, это может быть в каких-то удовольствиях, на выходных пойдём куда-то сходим или там купить ему какую-то книжку как вознаграждение, то, чем он интересуется. Потому что необязательно же оценивать: мытьё посуды – 100 рублей, пропылесосить – 250.

Ирина Осютина: Да, хотя это тоже возможно, кстати.

 

Людмила Болдырева: Ну да, смотря с кем.

Ирина Осютина: Вот эти различные мотиваторы, это тоже наша родительская фантазия – их перебирать, играть ими и смотреть, что работает. Причём мотиваторы сегодня работают, завтра не работают – ага, мы берём другой мотиватор и пробуем его. На самом деле наши дети сами лучше всего знают, что их мотивирует. Вообще-то, если их спросить об этом, они с удовольствием, может быть, скажут: «Слушай, а можно вечером мы с тобой посидим в обнимочку полчаса, и ты мне почитаешь мою любимую книжку или кино вместе посмотрим?» Вообще не вопрос, да?

 

Людмила Болдырева: Нужно, получается, просто начать слышать это, ребёнок всё говорит всегда.

Ирина Осютина: Да, и понимать. Во-первых, он может сказать, во-вторых, он просто заслужил наше внимание и, в-третьих, это выгодно всем. Понятно, что просто не обойдётся не потратить время. Мы хотим обеспечить качественное лето ребёнку, это не обязательно лагерь, например, или что-то за границей. Когда ребёнок, вообще когда человек удовлетворён отдыхом?

 

Людмила Болдырева: Наверное, когда он получил то, что хотел, те эмоции, которые хотел. Потому что кому-то нужно просто полежать на пляже, и дети, наверное, такие же, они в пределах полотенца чем-то там заняты. А кому-то нужен весь пляж, потому что ему неинтересно лежать, он пошёл ракушки какие-нибудь собирать, ещё что-нибудь. То есть те эмоции, которые он хотел, он получил.

Ирина Осютина: Спасибо, Людмила, я прямо абсолютно согласна, потому что речь именно про чувства, что он чувствует. Если он чувствует радость, если он чувствует гордость, если он чувствует заинтересованность, если он чувствует востребованность, как любой из нас абсолютно. Поэтому каким образом мы это ребёнку обеспечим? Это вопрос. Можно спокойно, чтобы он сидел дома, если у него такой типаж, и он с удовольствием это сделает и запомнит это, как самое лучшее, если он будет чувствовать свою востребованность и чувство гордости, что он это сделал. Но всё-таки таких не очень много детей, которые готовы посидеть дома, подождать маму и выполнять проект.

 

Людмила Болдырева: Они, наверное, ещё могут сами себя занять. Им дома, получается, не скучно, они могут занять себя какими-то домашними делами. В этом плане им легче, чем, как по примеру с Тигрой, Тигра – ему, наверное, кажется дома очень скучно, уже всё привычно, всё понятно. И ему нужно общение, поэтому на самокат и вперёд, в соседний двор.

Ирина Осютина: Совершенно верно. И, кстати, если ситуация всё-таки такова, что Тигра должна сидеть дома и Винни-Пух, кстати. Винни-Пух, он прямо отправляется спасать мир, добывать мёд. Он поспокойнее, он, конечно, не снесёт вокруг себя всё, он не убежит, наверное, скорее всего, не угодит в милицию, потому что он там дорогу переходил на красный свет, но ему надо двигаться в свои проекты куда-то. Если так случилось, что всё равно ребёнок должен остаться дома, ну всяко бывает, то лучше заранее с ними продумывать маршрут и давать им той самостоятельности столько, сколько они могут унести. То есть самостоятельность и баланс – ответственность. Подгрузили самостоятельности – «Слушай, ты готов на самокате объехать наш микрорайон?» «Да, я об этом мечтал». «Окей, мы с тобой идём в выходной, и ты меня провозишь по этому району, я вижу все твои местечки, я знаю все твои тонкие места, куда ты можешь забуриться потихоньку от меня». И мы оговариваем заранее всё-таки, и как только мы это делаем, у нашего ребёнка отпадает необходимость нам врать.

 

Людмила Болдырева: А здесь не возникает момента какого-то контроля? Потому что в какой-то момент дети же хотят отстроиться от родителей и почувствовать свою независимость, что он сам принимает решение, куда ему, когда и с кем идти. И, может быть, он скажет: «Мама, я у подружки или там у друга», а на самом деле он не там и не у того.

Ирина Осютина: Супер! Очень важный вопрос. И считаем, что мы поговорили про детишек, которым сегодня 8-11-12 лет, в зависимости от уровня зрелости. Ребята, которые вступают в подростковую пору, есть у меня такой большой опыт общения с родителями, и я вижу, что, конечно, нам хочется сэкономить где-то семейный бюджет и пустить его во что-то. Мы стараемся не экономить на маленьких детях – а как же, это развитие, это важно, да и они маленькие, не справятся – и стараемся обеспечить им какой-то нормальный досуг. А подростков мы можем оставить дома, потому что, понятно, они уже достаточно большие, с ними можно договориться, они осознают. И вот это самая большая ошибка родителей, я считаю, и здесь кроется большая засада, потому что подросток как раз нуждается в том, чтобы делать дело, он должен быть очень интересно занят. И это вот как раз, о чём мы говорили, про разные бизнес-школы, про разные спортивные соревнования и секции.

 

Людмила Болдырева: Тематические лагеря же есть.

Ирина Осютина: Тематические лагеря, это про работу, наконец. Подростки не терпят фальши. И как мы говорили уже, вообще невозможно ребёнка провести, обмануть, чего-то там обхитрить. Обхитрить можно, но дети всегда это знают.

 

Людмила Болдырева: Но он быстро раскусит.

Ирина Осютина: Обхитрят нас гораздо больше. Вы знаете, любая попытка занять подростка анимацией встречается с саботажем. Если человек, а это уже личность взрослая, уж как сформировалась, какая есть, если этот человек взрослый и мы пытаемся его как бы занять, ну давайте примерять всё на себя. Мы сразу всё раскусили, нам сразу стало это вообще-то неинтересно, мы задаём вопрос: а в чём смысл? Дети сегодня задают такие вопросы в школе учителям и, к сожалению, наши педагоги не всегда готовы им ответить. Когда им говорят: «А в чём смысл? Объясните мне, почему я должен учить ваши, например, интегралы, которые я никогда больше в жизни потом не увижу? Не хотите – не ставьте мне вашу «пятёрку», поставьте мне вашу «тройку», и я спокойна». И мы бесимся, потому что неприятно же правду слышать. На самом деле почему бы не отнестись с уважением и не предложить им что-то достойное? И достойное, да, это интересные могут быть, кстати, волонтёрские проекты, очень важные, где ребята чувствуют себя ценными. Я никогда не забуду, когда у меня дочь делала дипломную работу в лицее. Они ездили по детским домам, готовили сказки, показывали ребятишкам, игры устраивали. И больницы, очень тяжело больные детки. А дочь работала как оператор и готовила свой выпускной фильм. Мы рыдали с ней вместе над этим фильмом, и наверняка у неё это осталось. У меня это осталось, я думаю, что и у неё лежит ядро тоже такое мощное, центр личности формируется.

 

Людмила Болдырева: Конечно, это же переживаешь, всё равно через себя пропускаешь. Даже если ты оператор, ты вообще всё видишь.

Ирина Осютина: Да, совершенно верно. И в этом смысле я тоже убеждаю, хочу немножко, пару слов сказать про себя, про свой лагерь, наш с коллегой туристический лагерь. Мы убеждаем родителей, что это подросткам необходимо. Родителям дико страшно отправлять детей в палатки, в костёр куда-то, в лес, непонятно куда. Но они выдыхают и это делают. Почему? Потому что там подростки заняты выживанием. Они понимают, что если они не вскипятили себе чай, например, то у них не будет чая. Извините, мы их готовимся выпустить во взрослую жизнь. Я считаю, что после 13 лет отправлять ребёнка в обычные лагеря, где у них программа анимации, это развращает личность. Потому что для того, чтобы человек мог выйти достойно во взрослую жизнь, он должен понимать, что с неба ничего не упадёт. И сейчас вот прямо пару слов, очень такой конкретный, наверное, противный совет от психолога. Что делать с подростками, если мы их оставляем дома? Нагружать их ответственность по дому, выбирать мотивацию, которая их мотивирует, и здесь могут работать деньги. Но здесь точно так же работают увольнения, штрафы и прочее, если ты некачественно сделал. Критерии качества обязательно, волонтёрские программы, где человек чувствует себя востребованным и нужным, лагеря, где им даются практические жизненные навыки, бизнес-лагеря, где они работают уже и зарабатывают себе какие-то бонусы, и чувствуют, где они прокалываются, где им команда даёт обратную связь. Для подростка очень важно, когда тебе окружающий мир даёт обратную связь, что ты вообще-то обижаешь людей, что ты такой звезда и супер-пупер, почему ты считал себя? А тебе все вокруг сказали: «Ты вообще-то нас обидел, и мы с тобой дела иметь не хотим». И он пошёл поплакал, он сказал: «Вы все уроды, это всё не так», он сжёг все свои записочки, которые он получил. И через неделю он пришёл и на общем сборе сказал: «Слушайте, я кое-что понял, спасибо!» И ради этого лета, это может быть работа, вот реально работа, куда удастся устроить, курьером, это тоже задачка не из простых для родителей - пристроить 14-15-летнего подростка.

 

Людмила Болдырева: Конечно, но тем не менее он же будет тогда себя считать нужным, важным, а потом с какой гордостью он расскажет, наверное, своим друзьям о том, что он работает, потому что уже же ориентир идёт на взрослую жизнь.

Ирина Осютина: Совершенно верно, это раз. А во-вторых, он может и не заработать. Такой тоже может быть сценарий, когда он вообще-то подвёл родителя и где-то накосячил или где-то вообще слился, сказал: «Ой, я не могу, не могу». И в этом тоже есть свои плюсы. Первый плюс для родителей, потому что подросток сразу начинает с большим уважением относиться к вашему заработку, потому что «я не смог, а они могут, что-то они такое делают, чего я не могу». Он получил свой опыт ответственности, если правильно с ним об этом поговорить.

 

Людмила Болдырева: Это же ещё и отношение к деньгам. Это, конечно, больше в рамках другой программы, но тем не менее ценность денег подросток тоже должен понимать. Когда он прогуливает тысячу, полученную от родителей, это одно дело, а когда он прогуливает тысячу, полученную собственным трудом, это совершенно другое отношение.

Ирина Осютина: Абсолютно. Как вот притча какая-то древняя, когда там царь отправил сына зарабатывать деньги. Сын принёс, он бросил в печку, и сын спокойно на это посмотрел.

 

Людмила Болдырева: Да, потому что деньги мама давала.

Ирина Осютина: Да, да. А когда сожгли твою монетку, то, извините, это уже дорогого стоит, совершенно согласна.

 

Людмила Болдырева: Мы остановились на теме тематических лагерей, что для детей можно какие-то тематические лагеря. У вас вот палаточный, но вы, получается, учите только навыкам выживания или там ещё что-то есть?

Ирина Осютина: Палаточный лагерь мы, как психологи, организовали с целью тренинга. У нас там идёт мощнейший лидерский тренинг как раз, потому что там ребята взаимодействуют. Во-первых, они учатся себя обслуживать, и мы каждый раз поражаемся.

 

Людмила Болдырева: Особенно в лесу.

Ирина Осютина: Мы каждый раз поражаемся, до какой степени многие дети вообще не могут ничего. Им приходится практически с нуля какие-то вещи делать, вплоть до того, чтобы умываться, ухаживать за собой. Первичная гигиена – для них даже это представляет тоже сложность, я уже молчу про всё остальное. Про то, что каждый приезжает – звезда, каждый привык. У нас сегодня есть большой, наверное, перекос в семьях и в культуре. У нас сейчас культ детей, и это не совсем на пользу нашим детям. И вот этот мощный психологический тренинг лидерства, когда у нас ребята осознают свои качества, смотрят на себя уже, когда звонит мама и говорит после лагеря: «Ирина, большое вам спасибо! У нас сын так изменился». Мы говорим: «А что произошло, что вы заметили?» Так интересно, а что же заметили? «Он нам предложил шоколадку». Поделился шоколадкой. Это, конечно, я утрирую, но тем не менее да, дети начинают заботиться друг о друге, дети начинают по-другому смотреть на дружбу, на свои возможности. Когда человек в 15 лет, который считает себя вообще ничем, такое тоже, к сожалению, бывает у авторитарных родителей, в авторитарных семьях, когда родители чётко знают всё, что надо моему ребёнку. Мы все этим время от времени страдаем, но есть семьи, где всегда родители знают, что надо ребёнку. Когда приходит такой ребёнок и считает себя никем, и вот за две недели смотришь, как расправляются его плечи, он получает от ребят обратную связь, что он вообще-то классный.

 

Людмила Болдырева: Он узнает свои сильные и слабые стороны уже, наверное, за это время.

Ирина Осютина: Он начинает, представляете, у него расправляются плечи, он начинает себя чувствовать, у него во взгляде вот это уважение, которое появляется. И всегда хочется как-то, чтобы он это сохранил и дома, как-то родителям так подсказать, чтобы у него дома это поднялось всё. А, ещё, пока не забыла, Людмила, хочу сказать обязательно, пока мы говорим по поводу работы для подростков. Спрашиваешь у ребёнка: «Кем ты хочешь в будущем быть?», он говорит: «Директором». «А чего ты будешь делать?» «У меня будет кабинет, будет секретарша, я буду смотреть в компьютер». Это к тому, что у нас дети зачастую, они же смотрят, что мы делаем, внешнюю картинку, и они не понимают. Нам-то кажется, что ну это же так понятно, а он видит – папа смотрит в компьютер. С умным видом, с важным - неважно, что он там пасьянс перекладывает – видом, и я буду ровно то же. Поэтому я бы ещё рекомендовала детей в любом возрасте, если есть хоть малейшая возможность, вообще-то искать эти возможности, особенно если ребёнок летом дома, брать с собой на работу, на любую. Участие в семейных проектах – это ещё и брать с собой на работу. Да пусть он перекладывает бумажки, пусть он сидит рядом, рисует и видит, как складывается рабочий день у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки. Давать ему иногда комментарии, выделять для этого пару минут. Когда ты наорал на кого-то по телефону, например.

 

Людмила Болдырева: Да, что это по делу.

Ирина Осютина: И ты даёшь обратную связь. Ребёнок такой – раз, словил, можно и так, оказывается. И ты с ним потом делишься, где-то нашёл три минуты, чтобы сказать ему: «Слушай, вообще мне стыдно сейчас за это. Это просто я вот подустала, не нашла у себя ресурса, чтобы передохнуть и, видишь, сорвалась на человека. Придётся звонить, извиняться. Нехорошо, прямо нехорошо. И оштрафовали меня ещё на 2 000 рублей за это», например. То есть давать им реальную картинку. Они такие живут в розовых иллюзиях – я буду начальником, я буду звездой, я буду тем-то и тем-то. Показывать изнаночную сторону и обязательно водить прямо за ручку, неважно куда – в магазин, договориться с друзьями, кто может показать. Чем мы больше детям покажем этих возможностей, тем больше они увидят вот эти качества, которые им необходимы в дальнейшем. Профессии, может, такой уже не будет через 5 лет, а качества, которые необходимы, у него сядут.

 

Людмила Болдырева: Конечно, останутся. Я хотела ещё спросить по поводу Кролика. Возвращаясь к вашей аналогии, у нас остался Кролик. Что, какие определяющие качества у него?

Ирина Осютина: Поскольку всё-таки мы очень приблизительно смотрим типажи, но Кролик – это, знаете, отличник. Вот есть человек-отличник, он за «пятёрочку» и если это не «пятёрочка», а «троечка», то жизнь закончилась. То есть достаточно депрессивный тип. Он очень обидчивый, он очень чувствительный, он может прямо раниться от какого-то укора, от какого-то взгляда и т. д. И он дикий перфекционист. Конечно, он может участвовать в домашних проектах дома. В принципе он нормально впишется в какую-то детскую среду. Вообще-то детская среда всем нужна, понятно, но Ослику Иа она нужна 3 копейки в день, Тигре она нужна 100 копеек в день, а Кролику – 30-50. То есть дозированную детскую среду ему нужно вписывать туда. Но вот если говорить о типажах и о способностях, можно, я сейчас сразу скажу?

 

Людмила Болдырева: Конечно.

Ирина Осютина: Мы же ещё и смотрим, у нас дети-то талантливые и одарённые. Вот этот мой Кролик, который вообще – у него «пятёрочки» по всем предметам, он вообще-то на медаль идёт, но у него тут физика и математика. Ух ты, а я тут нашла лагерь летний, а там как раз физиков и математиков. Меня сейчас поражают вот эти предложения от лагерей, которые именно пытаются погрузить детей в науку. Я искренне надеюсь, что там действительно прикольно и интересно, а не вот занятия такие. И вот я беру своего ребёнка-физика такого и сажаю его в этот лагерь. Что я здесь делаю? Мы говорили в самом начале о нейропластичности, о развитии мозга, что мозг развивается у ребёнка такими сумасшедшими темпами. Если мы его погружаем в какую-то узкую среду, в какую-то узкую колею, мозг отрубит всё остальное за ненадобностью. Да, он будет талантливый физик и, возможно вполне, глубоко несчастный человек, потому что он не умеет налаживать контакты, он не умеет договариваться, он не имеет дополнительных интересов, он не реализует свою физическую составляющую. Ну понятно, да? То есть нарушается вот эта гармония. Я бы, например, рекомендовала родителям прямо до взрослого возраста, пока у нас дети с нами живут и пока они дети-дети, предлагать им тем более разнообразный опыт, чем уже наш ребёнок сам пытается куда-то засунуться. В физику он – никуда от него эта физика не денется, он её потом возьмёт. Дайте ему футбол, чего он не умеет, регби там, я не знаю, пусть он на шаре полетит, пусть он виндсерфинг освоит, пусть он делает неуклюже какие-то вещи и учится владеть своим телом, например. Если он сумасшедшая Тигра, у которой штопором там, в голове ураган вообще гуляет – замечательно, в физический лагерь на недельку. Но дозированно, не на всё лето, когда он там обалдел. То есть мы что делаем? Корректируем его слабые стороны, укрепляем его разносторонне. Для чего? Да пусть он, когда ему станет 25-30, он погрузится в свою физику или в свой футбол, но у него будет сознательный выбор. У него сформирован мозг, он в состоянии, обеспечен этими, знаете, гаджетами, у него внутри там уже всё работает, и он делает свой выбор сознательно. Да, я погружаюсь в свою физику, но у него уже обеспечено гармоничное развитие какое-то, он уже может ещё и щупальца туда и туда распускать. Мы сейчас живём в таком веке скоростей, что вообще-то все профессии находятся на стыке друг друга.

 

Людмила Болдырева: Конечно.

Ирина Осютина: Практически нету вот этих узких. Люди, у которых узкое мышление в любой сфере, они попадают, как бы это сказать помягче, в расходные материалы, что ли. Потому что на коне те люди, которые способны на стыке всех областей видеть, у которых широкий взгляд на вещи. Мне вот в этом смысле, я прямо смотрю всегда с удовольствием интервью Дениса Мацуева и очень люблю его. Такой мужик прямо конкретный, он не музыкант в нашем представлении - музыкант со скрипочкой, который в очечках, который больше ничего – он футболист, он какой-то сумасшедший болельщик, у него семья и ребёнок, он ухитряется похохотать, у него великолепное чувство юмора. Для меня вот это сейчас человек, который с большим именем, большой талант и т. д., который ухитряется, как мне кажется, можно ошибаться, я с ним лично не знакома, ухитряется поймать все потоки.

 

Людмила Болдырева: Гармонично всё встроить.

Ирина Осютина: Да, все потоки вот эти, все течения, потому что жизнь настолько многогранна. Поэтому, если говорить про выбор тематических площадок, про дополнительные занятия летом, про чтение книг и т. д., я бы предложила родителям очень сориентироваться на индивидуальные особенности своего ребёнка и использовать лето, чтобы его скорректировать.

 

Людмила Болдырева: Получается в принципе, школьными предметами, если по каким-то причинам нет возможности отправить в специализированный лагерь, я помню, что в моём детстве мама, когда со мной проводила отпуск, мы по часу или по два занимались русским, математикой. Это не то чтобы мои сильные стороны и не то чтобы мои слабые стороны, просто мы это делали. Конечно, для меня как для ребёнка в тот момент это было не самым весёлым занятием, потому что я думала: «Так, быстрее, быстрее всё это сделать и, конечно, на улицу, гулять» и т. д., вообще отдыхать. Родителям вообще уделять внимание какое-то элементарное математике, русскому, просто чтобы ребёнок не приходил с чистым листом 1 сентября, когда там половина забыта? Вот именно таких занятий, помимо лагеря?

Ирина Осютина: Я говорю сейчас свою субъективную позицию. Притом, что я, конечно, специалист, но, естественно, все родители будут свои собственные решения в этом смысле принимать. Мой взгляд такой: если у ребёнка всё в порядке в школе было на протяжении учебного года, я бы не грузила. У нас настолько перегруженные дети сегодня интеллектуальным трудом в школах, что я так часто наблюдаю, когда родители оплачивают специализированные даже лагеря, а дети сливаются в любой момент. Платят огромные деньги за языковые какие-то программы, за какие-то математические, но как только ребёнок из поля зрения родителей выпал, он включается в тот процесс, который ему интересен. И если он хочет свободы, я уверяю, что он её себе обеспечит. Я видела, как дети, даже в лагере, куда отправляют детей, русский ребёнок, и лагерь гарантирует, что он приехал и не встретит русского – международный лагерь, 500 человек, супер!

 

Людмила Болдырева: Но это не значит, что через 10 дней лагерь не заговорит по-русски.

Ирина Осютина: Какие 10 дней? Через 3 дня все русскоязычные дети этого лагеря нашли друг друга. И на протяжении 20 дней они ходили этой своей компанией, поскольку в европейских международных языковых лагерях не принято водить тебя за ручку по мероприятиям. Там висит расписание, куда хочешь – туда и иди. Никуда не ходят наши дети, они тусят своей русской компанией и ненавидят всех иностранцев, которые пытаются их спровоцировать говорить на неродном языке. Поэтому я бы предлагала родителям дать возможность нашим детям всё-таки разносторонне развиваться. Если у них есть шанс побегать, попрыгать, потусить, испачкать нос в костре, понюхать землянику, найти ядовитый гриб, прыгнуть в речку…

 

Людмила Болдырева: С «тарзанки»?

Ирина Осютина: Как угодно, то надо им это дать. Нашим детям этого сегодня, особенно в мегаполисах, не хватает, просто катастрофически не хватает. Мы им этого обеспечить не можем. Вот этот период, моё детство, когда можно было убежать из дома на целый день, заскочить на 5 минут, взять белый хлебушек, намазать маслицем и махнуть сахар, его съесть и убежать обратно на улицу, потому что тебя ждут друзья – ну нет у нас сегодня такого, это наша данность. Поэтому, если есть возможность у ребёнка, и он этого хочет, то лучше не нагружать его уроками. Бывает такое, что такая необходимость есть, но сделать это тогда всё-таки экологично, без насилия. Если 20 минут в день ребёнок способен выдержать математику за то, чтобы он потом с мамой или с папой, или сам пошёл и сделал что-то прикольное, мотивировать на это. Сколько выложено роликов в интернете, когда дети сидят, рыдают над каким-то тупым четверостишием, которое они не могут запомнить, потому что это насилие. Пиная мячик, он бы его запомнил за три секунды. То есть подбирать формат. Мы такие занятые, мы так много работаем, и у нас нету сил проявить фантазию, чтобы ребёнку тоже стало весело с нами, но придётся это делать. Другого пути никто ещё не придумал, потому что цена за наши ошибки такая, что даже не хочется об этом говорить сейчас, в рамках этой передачи. Лучше поднапрячься и продумать какие-то интересные действия с нашими детьми, чем потом платить.

 

Людмила Болдырева: А по поводу книг тогда в рамках этого ещё спрошу, потому что есть такой вопрос в обществе, скажем так. Как заставить ребёнка читать? Причём в формулировке именно «заставить» я встречаю очень часто. Хорошо, если мы трансформируем, но это устоявшееся, я уже годами встречаю эту формулировку, и мои родители говорили о том, что именно заставить. Но мне, конечно, если касаться своего примера, мне пытались подобрать какие-то интересные для меня книжки, ну ещё более-менее я что-то читала. Причём как-то в 16 лет очень резко включились в чтение книг, потому что в друзьях, в обществе стало модно читать книжки в какой-то момент. Просто прямо «Ты это читал?» «Нет». Всё, ты сидишь и читаешь, потому что как это так – ты это не читал? Причём книги, именно хорошая литература. Вот сейчас, если на сегодняшний день к лету возвращаться, ребёнок всё равно остаётся в какой-то момент дома. Как его мотивировать читать книги? Потому что, мне кажется, даже если мы как взрослые или как родители купим ему даже и интересную книжку, то всё равно это не значит, что он её будет читать, у него просто будет эта книга.

Ирина Осютина: Совершенно верно, и мотивировать можем только мы сами. Во-первых, если ребёнок видит, что у нас дома читаются книжки. Когда он смотрит, что мы сидим в ленте, он не видит, читаем мы эти тексты или нет. Допустим, я люблю читать интересные новостные какие-то колонки, у меня есть любимые авторы, я их читаю реально, я книжки читаю, но ребёнок это должен видеть – это раз. Во-вторых, в нашем обществе сейчас, хотя у нас российское общество читающее всё-таки, но это не так принято, как раньше – это два. В-третьих, есть просто не читающие люди, вот прямо реально не читающие по умолчанию, я таких знаю, они берут из воздуха информацию. Они не менее образованные, они не менее эрудированные, они как-то берут информацию, у них щупальца везде такие, и они отовсюду прямо берут эту информацию. Он тебе расскажет «Анну Каренину» - откуда ты знаешь-то? Я знаю людей, которые всю жизнь возят какую-то правильную, умную книжку сзади в машине, которую никогда не открывают, но при этом знают, о чём она. Поэтому здесь мы тоже подстраиваемся под своих детей. Я бы с удовольствием, например, порекомендовала читать вместе. Бесполезно ребёнку класть книжку, он получил вот такую бешеную программу на лето, посмотрел – у него сразу глубокое уныние возникло, как и у родителей. Миссия невыполнима, можно не пытаться. Надёргали пару-троечку книжечек, ему реально интересных, для меня – давай вечером почитаем. Я сама с удовольствием читаю с ним книжку. В детстве, когда у меня были дети маленькие, мы с удовольствием читали книжки какие-то избирательные. И пусть это будет нашей традицией.

 

Людмила Болдырева: Можно же потом обсудить, выслушать его мнение.

Ирина Осютина: Можно обсудить, конечно. Можно сказать: «Слушай, я вообще с этим не согласна», то есть дать возможность мнения альтернативного. Это вообще очень классная штука, вообще не обязательно всю программу прочитать. Если мы прочли за это в таком формате одну только книжку, самое прикольное и интересное, что-то, что нам нравится, мы получили кучу бонусов – и я как родитель, и ребёнок. И если мы при этом ему по остальным нашли фильмы.

 

Людмила Болдырева: Тоже прекрасно.

Ирина Осютина: А почему нет? Найти хорошие фильмы, посмотреть вместе, точно так же обсудить. У него будет понимание единой темы. Он потом перед сочинением прочтёт ещё анонс в какой-нибудь хрестоматии и пойдёт счастливый, добавит своё мнение и получит какую-то свою оценку.

 

 

Людмила Болдырева: Наша программа, к сожалению, подходит к концу, так неожиданно прерву. Но я думаю, что мы продолжим, потому что тема ещё очень интересная и вообще не раскрыта практически. Мы успели пройтись по верхам, но тем не менее спасибо большое за интересную программу. Я думаю, что наши и слушатели, и зрители услышали для себя много нового. Особенно хочу поблагодарить за интересную аналогию по сказочным героям, потому что действительно каждому ребёнку отдых нужен свой и важно его услышать, какой же отдых хочет ребёнок. Это была программа «Психолог и я» и я, её ведущая Людмила Болдырева, мы говорили про лето в городе для ребёнка. В гостях у меня была Ирина Осютина, психолог, детский и семейный коуч. До новых встреч!

Вопросы врачу:

Главная / Врачи / Публикации / Статьи
Электронная почта для связи: admin@doctor.ru


© doctor.ru Все права защищены.



18+