http://vverh.tv
https://vk.com/id6223794
Владимир Маринович
– Здравствуйте, друзья! В студии радио MediametricsPiter я, Владимир Маринович. Вы смотрите и слушаете программу «БизнеСкоп». Сегодня для меня человек очень и очень важный, а не просто авторитетный и успешный предприниматель в Петербурге. В моей жизни есть несколько человек, которые сыграли огромную роль: Рустам Тарико – тот человек, который меня научил никогда, ни в каком случае не сдаваться и всегда идти до конца и добиваться своего; Олег Леонов, который меня научил 2 вещам, и от него я услышал 2 главных слова: «Всегда учиться», «Регламенты и процедуры». Но тот человек, который сидит передо мной, мне сказал главное, в моем бизнес-стиле это: «Если у тебя качественный продукт, то тогда ты сможешь смело идти и завоевать рынок». И с тех пор я думаю, что благодаря Эдуарду Тиктинскому, а сегодня именно он у меня в студии, я очень этим горжусь, могу сказать, что я – продуктоцентричный человек, потому что понимаю: если ты делаешь качественный продукт, то даже если у тебя нет много денег на маркетинг, ты всё равно рынок завоюешь, потому что качество продукта – это основа успеха любой компании. Эдуард, здравствуйте!
Эдуард Тиктинский
– Здравствуйте!
Владимир Маринович
– У нас всегда 4 основных блока в каждой программе «БизнеСкопа». 1-й блок – это как вы вообще пришли в бизнес? Вы однажды проснулись и подумали (это было в 9-м или 10-м классе): «Пойду-ка я в бизнес!» Или это была какая-то цепочка случайных событий, как некоторые наши гости рассказывают? Это намеренное было решение, и человек решил для себя никогда ни на кого не работать и с самого начала быть предпринимателем? Какая ваша дорога в предпринимательство?
Эдуард Тиктинский
– Во-первых, я не верю в случайности. Я считаю то, что происходит с нами в нашей жизни – это именно то, что должно происходить, это во многом зависит от нашей свободной воли, от наших предыдущих жизней, от того, с чего мы стартуем. Если говорить более простым языком, у меня родители – врачи, не столь социально успешные люди. У меня с детства было желание к большему социальному успеху, то есть основные причины были психологические. Еще в 5-м классе я сказал гостям родителей, которые приехали, что у меня будет водитель и домохозяйка, это тогда вызвало большой смех, но, действительно, к 20-ти годам был водитель и домохозяйка. То есть было очень большое желание добиться социального успеха, на этом топливе желания я и двигался первые годы своего развития в бизнесе.
Владимир Маринович
– Какие первые ваши были шаги? Первые заработанные деньги? Я, например, с 1987-1992 годов знал, наверное, все рынки Восточной Европы, занимался торговлей в Польше, Чехословакии, Венгрии, Югославии, я занимался джинсами, видеомагнитофонами, в общем, неплохо себе зарабатывал. Но в 1993 году решил для себя, что пора завязывать с челночеством, это замечательный опыт, хорошие первые деньги, и я решил уже заниматься системным бизнесом. Какая ваша дорога была?
Эдуард Тиктинский
– 1990 год, наверное. Я начинал тоже с перепродажи, но моя практика работы в истории «купи-продай» была достаточно короткой, где-то 1,5 года перепродавалось всё, что попадалось под руку, но это был 1-й курс института. В середине 2-го курса института пришло решение, что необходимо искать какую-то серьезную работу, и этой работе предшествовало, что я попал на курсы менеджмента и приватизации, которые вёл Европейский банк реконструкции и развития. Первый раз для меня тогда было большим озарением то, что если ты очень хочешь, если твое намерение сильно, то ты добиваешься результатов, которые по правилам недостижимы. Я был единственным студентом в аудитории, где были профессора, аспиранты, то есть те люди, которые преподавали в институтах, университетах. Европейский банк и команда, которая была здесь высажена, учила именно преподавателей для того, чтобы они несли эти знания для студентов. Это было всего 3 дня, полное погружение на Аэродромной, дом 4, на курсах повышения квалификации, мы там ночевали, учились с утра до вечера. Европейский банк привез очень сильную команду – это был профессор финансов из Лондонской школы Дерек Стоун, приватизацию читал Кшиштоф Лис – это бывший министр приватизации Польши. Команда такого уровня. Стратегия. И видимо, это дало очень большой толчок впоследствии в моей жизни. По найму я оказался в недвижимости, стал искать работу, у меня было 2 варианта – телекоммуникации и недвижимость, я оказался в агентстве по недвижимости, провел там 9 месяцев и прошел путь от менеджера по рекламе до генерального директора. Так получилось, это был такой этап роста рынка и роста агентства, что я начинал с 5-ти сделок в месяц, а уходил, уже было 5 сделок в день. Я далек от мысли, что это только моя заслуга. Это была очень интересная бизнес-модель, которая была перенесена из Америки. Но, тем не менее, в этом успехе был и мой скромный вклад. Но уже через 9 месяцев стало понятно, что...
Владимир Маринович
– Вы переросли.
Эдуард Тиктинский
– Да. Что сложно уживаться мне с хозяином бизнеса, с американцем. У меня было свое видение, как бизнес должен был развиваться, и он мне сказал: «Тебе, наверное, уже пора заниматься своим делом». Для меня это был большой шок, потому что мне было 20 лет, и нужно было создавать свой собственный бизнес с нуля с точки зрения организации, идей. Хотя к этому времени уже на базе недвижимости я уже понимал, что буду заниматься недвижимостью. Мы в рамках агентства первыми стали продавать квартиры на первичном рынке, это была абсолютная инновация, по-моему, в России.
Владимир Маринович
– Как вы преодолели эту боязнь? Ведь многие наемные менеджеры привыкают к тому, что всё достаточно стабильно, если ты в хорошей компании, то каждого 10-го и 25-го тебе на карточку падает денежка. И вот сделать шаг в сторону, где ничего, кроме турбулентности, никто тебе ничего не гарантирует, Эдуард, это очень многих останавливает как раз от этого шага – сделать свой бизнес, свое дело.
Эдуард Тиктинский
– Мне было 20 лет, поэтому сейчас рационализировать и придумывать, в чём был вот этот рывок, это, конечно, было бы большой неправдой. Видимо, таков был мой путь. Потому что он поставил меня в эту ситуацию, по сути, как говорил мой учитель Тарасов «местной смерти», когда он сказал: «Всё, давай заканчивай, иди занимайся своим делом». У меня было несколько идей, которые я хотел реализовывать в рамках агентства, но я начал их реализовывать уже в рамках новой компании. Надо сказать, с благодарностью я вспоминаю тот период своей жизни, потому что мне удалось достаточно много денег заработать, будучи наемным менеджером, и я стартовал не с нуля по тем временам. Моя задача была найти правильного партнера, но я, видимо, шёл по своему пути, потому что больших сомнений не было, кто будет партнером. И вот появилось RBI.
Владимир Маринович
– Круто! Это была классическая цепочка. Вначале ты – исполнитель, и никого не интересуют твои желания, ты должен просто делать какие-то заданные тебе задания. Потом ты становишься специалистом – вот те самые 5 сделок в день, когда уже всё, ты уже крутой, звезда. После этого у тебя начинается свой первый стартап или часто это останавливается всё на самозанятости. После этого это уже бизнес. После этого это уже инвестирование. Вы, по сути, пришли сейчас к вершине, потому что, кроме того, что вы один из крупнейших предпринимателей Петербурга, вы уже и инвестор. Каким был ваш первый бизнес, который случился не случайно, а системно? Вы точно знаете, что ключики этого бизнеса были потому, что: контроль денег, конкурентоспособность продукта, управление бизнес процессами, набор и формирование команды. Сколько прошло у вас времени как раз вот с этой первой попытки после того, когда вы решили сделать свой бизнес, и до того, что вы понимали, что вы умеете управлять бизнесом системно?
Эдуард Тиктинский
– Я до сих пор не уверен, что я умею им системно управлять. Я далек от мысли почивать на лаврах и чувствовать себя каким-то небожителем, фигурой, равной Черчиллю. Надо постоянно учиться, что я и делаю, постоянно развиваться, и только благодаря этому жизнь интересна, от общения с друзьями, с умными людьми, с учителями, с принятием новых вызовов. Поэтому нет представления, что я куда-то пришел, вот тут в какой-то момент расселся, сижу и рассказываю, как надо. Как мы шутим: «Учишь-учишь, сам когда-нибудь научишься чему-то». Поэтому мое желание делиться с кем-то своим опытом во многом связано не только с тем, что я делюсь, но это мои размышления, которые помогают мне двигаться дальше, помогают лучше понять самого себя. Это просто был путь, потому что сразу появилось RBI, и 1-й продукт, 1-ю услугу, которую мы оказывали, это были поручительства банкам при выдаче потребительских кредитов. Тогда ипотеки не было, на нас клиенты оформляли квартиры, мы давали поручительство, а банки давали клиентам деньги, физическим лицам. Это был очень хороший базис именно потому, что со многими банками у нас сложились очень доверительные отношения, которые потом переросли уже в стратегическое партнерство, когда мы начали заниматься девелопментом, именно потому, что мы старались решать свои проблемы самостоятельно, это были тяжелые времена, люди не возвращали кредиты, приходилось как-то продавать их квартиры, находить с ними какой-то общий язык. Это притом, что мы никогда не скатывались в какие-то незаконные способы достижения этих целей – возвращение денег. Это была сложная всегда история, потому что у человека оставалась единственная квартира, нужно было с ним как-то договориться, купить ему меньшую площадь. Где-то какие-то убытки мы несли, но задача была такова, чтобы наши проблемы никак на банки не распространялись. И вот это решение вопроса таким образом заложило базис. Но, с другой стороны, постепенно стали появляться бизнес-процессы: как это делать, как контролировать, как собирать средства, как мониторить платежеспособность клиента, как вести собеседование, поручаться за человека – не поручаться. Там постепенно появился строительный бизнес. Я всегда относился к бизнесу как к большой ответственности. Не только для меня это фан, мое дело, драйв, хобби, но при этом большая ответственность. Поэтому бизнес, которым мы занимаемся, очень социально ответственный – это квартиры, люди тратят, инвестируют последние деньги. Это нужно серьезно понимать. У меня был разговор с одним товарищем, который сказал: «Не понимаешь, какой у тебя сладкий бизнес – тебе деньги несут вперед!», я ему говорил: «Надо построить этот дом. Что значит «вперед»? Ты же не можешь распоряжаться чужими деньгами, это other people's money, они тебе дают для того, чтобы ты построил дом». Не все это понимали. Разное случалось.
Владимир Маринович
– Три главные слова, когда я пришел в RBI и с которыми я столкнулся. 1-е слово – это «команда». Я увидел человека, который не просто говорил о значении команды, о ценности команды, но который очень много работал с командой, и то гуманное и очень внимательное отношение ваше не только к топ-менеджменту, но и к «минус два», это просто тогда меня очень сильно удивляло. 2-е – «регламенты и процедуры». 3-е – это «стратегия». Потому что как раз я с вами, Эдуард, увидел, что планировать – это нужно не только для того, чтобы «доходы – расходы», когда, в какой месяц не было кассовых разрывов, но это еще и способ быстрого реагирования и понимания, на каком свете ты находишься и как ты со своим продуктом можешь перестроиться в зависимости от вызовов рынка. Вот эти 3 слова. Это был 2002-й или 2003-й год. Пошли вы в свой бизнес в 1993-м? 1994-м?
Эдуард Тиктинский
– 1993-й, конец.
Владимир Маринович
– Это 8 лет понадобилось или этот навык уже раньше был сформирован?
Эдуард Тиктинский
– Он постепенно формировался. Вы пришли на каком-то этапе развития этих навыков. Сейчас абсолютно другой этап, мы не стоим на месте, и работа в команде, и бизнес-процессы, и автоматизация использования интернет-платформы, социальных сетей и работа с командой – это те краеугольные камни, которые сейчас находятся на совсем другом уровне, чем были в 2002 году. Это всегда занимало мое время, всегда для меня было очень важным. Я считал, что эти факторы – одни из 5-ти приоритетов. Стратегия, подходы менялись, от толстых томов стратегии – к документам на пару страничек. Когда мы понимаем себя в пространстве, мы понимаем свои сильные стороны, свое предназначение, свою миссию, свое видение стратегии, которая является достаточно постоянным для нас элементом. А вот реакция на обстоятельства, мир действительно быстро меняется, и задача адаптации – взятие волны, что называется «поймать ветер правильно».
Владимир Маринович
– И планирование в том числе.
Эдуард Тиктинский
– Это вопрос, в том числе, и отсутствия избыточного планирования, отсутствия плановых оков, которые в критические моменты не дают тебе быстро развернуться. Именно поэтому мы сейчас опираемся на очень лайтовые стратегические документы.
Владимир Маринович
– Которые описывают общее направление.
Эдуард Тиктинский
– Да.
Владимир Маринович
– По сути, вы стали предпринимательской компанией?
Эдуард Тиктинский
– Совершенно верно. В компании такое количество внутренних проектов!
Владимир Маринович
– 1-й блок, который мы затронули, – как Эдуард пришел в бизнес. Действительно, это то, через что прошли многие, но немногие достигли такого результата. И то, что мы в последних словах наших закончили, когда Эдуард сказал, что он стремится к тому, чтобы не было излишней плановости, и как раз умение содержать в компании вот этот элемент предпринимательства и гибкого реагирования на изменения среды, на мой взгляд, это момент, к которому мы сейчас подошли. Давайте про развитие компании.
Эдуард Тиктинский
– Люди лежат в основе всего. Это ключевой вопрос. Нет стратегии без людей, то есть стратегия зависит от людей. У нас небольшая компания, аутсорсинговая, у нас нет своих подрядных мощностей. Это команда сейчас из 230 человек, если не брать нашу управляющую компанию, которая занимается технической эксплуатацией. 230 человек и 60-70 человек – это ключевая команда. У каждого из этих людей очень большой рычаг, очень большой объем полномочий, принятия решений, способность задержать какое-то решение или, наоборот, способствовать его реализации, двинуть какие-то идеи. Что интересно, что ключевой костяк команды – это те люди, которые пришли примерно 10 лет назад, когда пришел младшим партнером инвестиционный банк Morgan Stanley, фонд банков, в RBI. Это те люди, которые зашли на том этапе, и ключевые люди, они все остались с того времени. Конечно, если брать команду 60-70 человек, то она обновляется, она, скорее, расширяется. Что ценно, что последние 3-4 года текучесть персонала по собственному желанию из топ-команды составляет пару человек. То есть мы с кем-то расстаемся по собственному желанию, но чтобы люди уходили сами, это вот пару человек за 4 года, если говорить о ключевом персонале.
Владимир Маринович
– Одна из моих любимых фраз – это то, что компания всегда похожа на рыбу. Какая голова, такая и рыба. У тела щуки не бывает головы карася. И, конечно, компания повторяет те ценности, которые есть у вас в душе и в сердце. Неминуемо. Это невозможно, чтобы было иначе. Вы говорите о том, что за последние 3-4 года считанные единицы менеджеров покинули компанию по собственному желанию. По каким принципам вы их собираете? Почему вы точно знаете, что этому человеку в RBI будет хорошо, а этот – нет, он уйдет через месяц, он не сможет?
Эдуард Тиктинский
– Очень, с одной стороны, компактная, с другой стороны, четкая система отбора. Буквально несколько человек – это специалист службы персонала, если выше уровень, конечно, директор по персоналу, это непосредственный руководитель «плюс один» подразделения сверху. Тестирование, какие-то задания, которые даются человеку, но обязательно разговор о ценностях, обязательно так построен разговор, чтобы было понятно, какие ценности есть у человека.
Владимир Маринович
– Вы хотите просто разобраться, какие ценности есть у человека и готовы их потом в индивидуальном порядке учитывать для каждого из тех людей, наверное, это максимум 10-15 человек, с которыми вы лично непосредственно общаетесь, или это какой-то набор базовых ценностей, человек либо им соответствует, либо нет?
Эдуард Тиктинский
– Речь сейчас не идет обо мне даже, речь идет о том, как компания подбирает в команду людей. Конечно, есть 7 базовых ценностей, которые присутствуют в компании – это инновационность, результат, клиентоориентированность, качество...
Владимир Маринович
– Давайте о качестве. Это то, что на меня произвело огромное неизгладимое впечатление. Друзья, посмотрите, пожалуйста, в «Яндексе» наберите «Новая звезда» RBI. Я думаю, что это самый крутой, самый инновационный проект до сих пор. Уже сколько? 15 лет в Петербурге?
Эдуард Тиктинский
– С начала проекта – да.
Владимир Маринович
– Это невероятно! Это 15000 м², из которых 7,5 – жилье и 7,5 – социальная инфраструктура (Внимание!, которая принадлежит только жильцам этого дома. Представьте себе: бассейн настоящий, прачечная настоящая, детская настоящая, бильярд настоящий, фитнес-зал настоящий. «Настоящий» – это не 2*3 м и там какой-то небольшой такой себе бильярдик, это настоящий бильярдный комплекс, настоящий фитнес-зал. Уже в то время меня поразил перфекционизм Эдуарда как раз в том качестве, которое было реализовано в «Новой звезде». Хотите пример? Мы нашли в Америке мебель для сигарной комнаты, которая отделана кожей такой отделки, если ты там оставляешь сигару (сигары нельзя тушить), то это сигара стлевает, и на этой коже нет следа. И так всё, только лучшее. Откуда это?
Эдуард Тиктинский
– Ведь очень важно, чем является компания для своего создателя. Для меня это во многом инструмент моего личностного развития, поэтому для меня очень важно, чтобы я гордился тем, что я делаю, чтобы мне не просто было не стыдно, а чтобы я именно гордился. И для этого нужно ставить каждый раз более амбициозные задачи, в чём бы это ни было, в качестве. Вы упомянули «Новую звезду», уже 10 лет она служит своим клиентам, но, тем не менее, если говорить о качестве наших объектов комфорт-класса, например, из последних это внедрение системы CONJECT И представьте себе, что строители на объекте, люди сейчас ходят у нас с планшетами, в планшете есть все проектные узлы, по сути, проект; проектировщики, наши подрядчики оснащены этой же системой, лицензиями, и они обмениваются проектными материалами через облако – всегда последние чертежи, и сейчас работа с недостатками таким же образом, недоработками, недоделками строится. Человек идет с планшетом, он отмечает тот узел, где есть недостаток, в тот же момент времени это попадает на борд к подрядчику.
Владимир Маринович
– То есть ничего не может быть потеряно.
Эдуард Тиктинский
– Да. И уже вице-президент может позвонить генеральному директору фирмы подрядчика и сказать: «Вася, у тебя там 235 недоделок, а только 5 сделано. Что случилось?!» И тому уже нечего сказать, у него тоже стоит эта система, у него этот список из 235...
Владимир Маринович
– Всё очень прозрачно.
Эдуард Тиктинский
– Да. Нельзя сказать, что там: «Проектное решение где-то в пути, документы идут, поэтому мы взяли из старого, из нового». Всё. Вот вам вопросы, как это влияет на сроки, качество. Существенно влияет. И это всегда связано с типажом людей, которые работают. Например, инновационность. Поэтому подбор людей крайне важен, которые соответствуют ценностям компании. Конечно, мы здесь реалисты, мы не можем говорить, что они соответствуют на 100%, но, тем не менее, мы это отслеживаем. И как? Не только на этапе собеседования. Очень важно, что на следующем этапе есть целая система адаптации встроенная, которая построена в компании. У каждого новичка есть свой ментор или наставник, который помогает ему на 1-м этапе. Кроме того, что у него создана программа адаптации, которая связана с его непосредственной бизнес-деятельностью, с какими документами он должен ознакомиться, его подключают к определенному узлу в портале, ему не нужно читать какой-то объем бумажных документов, он просто получает полный список, получает расписание встреч со своими коллегами, с кем ему нужно познакомиться. Но с ним рядом находится его наставник в течение 3 месяцев, который вместе с ним обедает, обсуждает, как идут дела, как идет адаптация. Наставник готовит отчет по результатам 3-х месяцев. И тогда, если человек даже прошел через это сито и с его системой ценностей что-то не так, это отлавливается на следующем этапе уже достаточно четко. И поэтому можно потом строителям дать iPad, и они с небольшим сопротивлением могут работать в абсолютно новых технологиях.
Владимир Маринович
– Круто! Как вам удается совместить коня и трепетную лань? Потому что девелопмент – это, с одной стороны, стройка, с другой стороны, это творчество. Неслучайно этот бизнес называется не строительный, а девелоперский. Как удается соединять такие, казалось бы, взаимоисключающие характеристики в одной команде? Или это просто разные люди. Есть те, кто строят, и они квадратно-перпендикулярные, и есть те, кто творчеством занимается, и они такие: «Эгей!»
Эдуард Тиктинский
– Ни в коей мере. Так компания работать не может эффективно. Люди те тренинги, которые мы проводим, наши менеджерские сессии... Вы помните те менеджерские сессии, которые были, когда вы работали в компании? С тех пор прошло 10 лет.
Владимир Маринович
– Да. Если позволите, друзья, на этой очень важной звенящей нотке вы смотрите программу «БизнеСкоп» на канале MediametricsPiter. И сегодня в гостях у нас Эдуард Тиктинский, владелец холдинга RBI. У меня есть очень точное впечатление. Удивительные вещи. Я к тому времени видел уже в 2-3 компаниях, что, к сожалению, очень часто эти тренинги командообразования фальшивые. Люди приходят, отбывают номер, говорят «Да!», галочки какие-то ставят, бумажки потом уходят – и всё, это ничего не работает. Но то, что делали вы, что делала Юлия Маевская, это действительно было похоже на настоящее сплетение эмоциональных взаимодействий, и это работало.
Эдуард Тиктинский
– Я верю в то, что «Какой смысл делать что-то, быть, а не казаться?» – фраза моего учителя Тарасова. Ведь мы тратим время, деньги на это. Если вы не достигаете эффекта, если это нечестно, то это несет колоссальный минус, лучше не делайте. Если нет внутренней готовности, значит, подождите пока, соберитесь с силами. И другая обратная сторона истории – это не только тренинги командообразования, это и тренинги каких-то навыков менеджерских.
Владимир Маринович
– Скорочтению я научился в RBI.
Эдуард Тиктинский
– То, что потом не используется – это тоже ужасно. Это какие-то кладбища навыков, люди зачем-то их тренируют, и потом это всё просто складывается у них. Это тоже рождает апатию, разочарование. И мы пришли к тому, что обязательно результатом каждой менеджерской сессии, которую мы ежегодно проводим летом, выезжаем за город в «Райволу», 2-3 дня там проводим, это должны быть какие-то проекты, либо серьезные осознавания. Скажем, последние 2 давайте возьмем. Предыдущие мы работали с Алексеем Щавелевым. Я сказал: «Найдите человека, который владеет энергетическими практиками: цигун, кихон, рейки, и человека, который оперирует терминами больших целей». То есть мы, по сути, говорили с людьми о том, что тот уровень, который есть у каждого из нас, не предначертан, это не является потолком. Мы лишали людей права на незнание, мы говорили им о том, что вы можете больше. И мы рассказывали как. Мы говорили о том, что есть 2 вещи: должны быть большие цели, у каждого свой масштаб, эти цели должны быть чуть больше, чем ты есть, вот они большие для каждого человека, и для этих целей нужна энергия. Вот вам цели, вот так они выстраиваются, а вот энергия, вот вам энергетические практики, занимайтесь, берите энергию. Энергия без целей бессмысленна – куда ты ее денешь? Не будет мотивации. Но если цель тебя толкает, твой путь тебя ведет по жизни, ты эту энергию можешь брать. И важно то, что из 60-ти человек – 30 пошли на следующие курсы, 15 – на 3-ю ступень, и сейчас многие из нашей команды практикуют утренние энергетические практики, что позволяет им чувствовать себя намного лучше и добрее. Дышат люди, что-то делают, что их энергетическое и физическое здоровье становится лучше. Надо потратить на себя в начальной ступени хотя бы 20 минут с утра – это не так сложно, но требуется мотивация, требуется понимание, что сложность всегда в повторяемости, в стабильности. Эти поддерживающие сессии, которые Алексей ведет именно для того, чтобы команда стабилизировалась.
Владимир Маринович
– И это объединяет вас в команду.
Эдуард Тиктинский
– Да. И люди понимают. Я последние 3 года уже занимаюсь цигуном, до этого занимался тайцзицюанем. Так проще разговаривать – люди понимают, что я делаю, чем я занимаюсь каждое утро.
Владимир Маринович
– И в чём логика вашего мышления.
Эдуард Тиктинский
– Да. Зачем я это делаю. Не является ли это какой-то придурью или просто мечтой прожить 150 лет.
Владимир Маринович
– Эдуард, совсем недавно я перестал быть генеральным директором в GetTaxi и сейчас я просто акционер в GetTaxi, я создал Бизнес-школу «ВВЕРХ». У меня есть такое точное ощущение, пахнет тем, что ко мне приближается новая звездочка, какой-то новый интересный проект. Просто я чувствую это, и это уже всю жизнь со мной происходит. У меня поэтому есть любимая фраза: «Цель определяет средства». Я точно знаю, что очень скоро ко мне придет новая большая цель. Как вы синхронизируете ваши цели и цели команды? Это же, наверное, очень важная вещь, чтобы команда плыла вместе с вами в одной лодке, чтобы не получилось так, что вы надрываетесь, потому что у рынка бывают звездные периоды, сложные периоды. Сейчас сложный период. И как вы делаете так, что команда принимает эти цели не просто потому, что совладелец сказал, а потому что «да, всё, это моя компания»?
Эдуард Тиктинский
– Есть 2 вещи. Во-первых, есть вера, потому что есть опыт совместный успеха, когда приходилось идти против мнения коллег и были решения правильные, которые казались спорными. Во-вторых, это то, что людям интересно. Я не могу не сказать про менеджерскую сессию этого года – это был Михаил Семенович Казиник, это 3 дня классической музыки потрясающей с его сыном-скрипачом...
Владимир Маринович
– Невероятно! Я был на его концерте СПбГУ. Огромной эрудиции человек!
Эдуард Тиктинский
– …и потрясающим музыкантом, лауреатом премии «Горлица» Вячеславом Зубковым. Вечером строители читали свои стихи – это был абсолютный шок, потому что когда мы к людям относимся без штампов… Была система советская, она определенным образом людей затачивала, но это не значит, что человек не творческий, это не значит, что один человек такой просто по определению профессии. Поэтому мы ищем и поощряем, чтобы люди себя проявляли творчески с разных сторон на разных проектах компании, потому что мы ведем очень много внутренних проектов. Еще один фактор, который для меня очень важен, он для меня очень симптоматичен, того, что не было раньше. У нас постоянно реализуется несколько крупных внутренних проектов: бизнес-школа RBI, портал «Рабочее место партнера», проект CONJECT который внедрен. Постоянно появляются новые проекты. «Выбор №1» – очень интересная маркетинговая инициатива в социальных сетях. Мы постоянно работаем в проектных командах, и это те проекты, которые приносят люди, работающие в разных областях холдинга.
Владимир Маринович
– Я попробую подрезюмировать. Отношения ваши с командой и ваш принцип формирования команды зиждется, прежде всего, на совпадении ценностей, постоянном обучении, совместных тренингах, совместном приходе добивание тех целей, которые ставятся. Причем важно, чтобы эти цели были не абстрактными или чтобы они не были только целями собственника, но чтобы это были цели команды, вы за этим следите.
Эдуард Тиктинский
– Безусловно. И очень важно, это вопрос баланса взаимоотношений. Один из блоков, над которым мы серьезно работали, это эмпатия. Вот сейчас в ноябре будет 2-й этап этого курса эмпатии.
Владимир Маринович
– Это уже такие тонкие вещи.
Эдуард Тиктинский
– Тонкие, потому что мы должны понимать это и люди должны четко осознавать, что, проработав вместе 10 лет, не стоит ставить диагноз своему коллеге. Люди в основном работают не с человеком, а с имиджем. Он уже знает, как человек поступит, у него уже есть заранее представление о том, как человек себя будет вести, а люди могут меняться. И мы говорим: «Ты исходи из того, что человек действует из лучших побуждений. Попробуй подойти с этой стороны. Что у него есть свои особенности, нюансы». И вот тренинг идет на эту тему. Мы 3 дня работаем в этой области. Какова моя роль в команде? Конечно, не гуру, я не сижу где-то на горе и не говорю, как обстоят дела, полки – сюда, полки – туда. Нет, я – член команды, просто потому, что такая система мне ближе, я не считаю себя человеком, который всё про всё знает. Мне очень интересно мнение моих коллег, я стараюсь работать с теми людьми, которые лучше меня разбираются в своих предметных областях и которые могут внести серьезный вклад и в творческий элемент деятельности компании.
Владимир Маринович
– Это мне очень близко, и невероятно, что вы к этому пришли, потому что владельцу большой компании, состоявшейся, так просто надеть корону и царапать небо своим величием.
Эдуард Тиктинский
– Это очень скучно.
Владимир Маринович
– 3-й блок – вы и продукт. Мы уже коснулись того, что это дерзость, это инновации, это те вещи, которые всегда существуют в каждом продукте. Когда я еду мимо Невского, 152 или Каменноостровского, 40, это же очень интересный проект. Я знаю, что такие проекты есть в RBI. Что в основе? Вы смотрите, читаете, ездите, изучаете, постоянно сидите на сайтах, которые пишут о новациях в девелопменте, специально разговариваете с какими-то специалистами, я знаю, вы приглашаете именитых архитекторов. Откуда новые идеи? Почему? Зачем они? Ведь достаточно просто ставить какие-то коробки, их несложно согласовывать, в этом будет меньше препятствий. Зачем новый инновационный продукт?
Эдуард Тиктинский
– В основе – желание гордится тем, что ты делаешь, чтобы тебе не просто было не стыдно, чтобы ты был горд, чтобы ты мог показать своим детям. Мы возим на экскурсию всех новых сотрудников, членов их семей, мы рассказываем детям и внукам, чем занимается компания.
Владимир Маринович
– То есть добрая традиция «Петербург – RBI» продолжается?
Эдуард Тиктинский
– Да. Это то, что делает людей лучше, то, что согревает душу и то, что объединяет людей, потому что зарабатывать деньги – это не объединяющая цель. Зарабатывает деньги собственник, люди получают зарплату и бонусы, но когда мы вместе делаем что-то важное и благодаря этому, как всегда, когда ты делаешь правильное дело, ты зарабатываешь деньги, просто походя, потому что по-другому никак. Если ты делаешь правильное дело, у нас свои клиенты, люди, которые на старте, когда еще копка лопаты и экскаватора нет, покупают десятки и сотни квартир (в зависимости от размера проекта) на самом старте, именно потому, что они верят нам, они знают, что то, что мы им обещаем именно на старте...
Владимир Маринович
– Будет исполнено.
Эдуард Тиктинский
– Да. А мы именно на старте продумаем досконально продукт.
Владимир Маринович
– Это установка. А откуда возникают эти идеи?
Эдуард Тиктинский
– Это уже дело техники, это несложно, когда есть установка.
Владимир Маринович
– Как это происходит? Вы приглашаете вашего руководителя по проектированию, говорите: «Давайте-ка мне что-нибудь такое инновационенькое»?
Эдуард Тиктинский
– Когда есть установка и компания пронизана инновациями, мы постоянно и системно над этим работаем. Люди ездят за границу, в Москву, смотрят регулярно, то есть это регулярные ежегодные поездки. Читают литературу специальную, смотрят, что есть у конкурентов. Постоянно работа в области инноваций идет, есть системы инновационные, порталы, прямое обращение ко мне – кнопка «Президенту», есть инновационные программы и конкурсы, когда люди могут зарабатывать премии, быть поощрены за инновацию, то есть существует немало каналов, которые мы по-разному разноображиваем. Каждый год я к людям как-то по-разному обращаюсь, спрашиваю: «А что вы думаете на эту тему? Что вы можете сказать в этой области?». Это и мой прямой контакт с людьми.
Владимир Маринович
– Скажите честно, если в Петербурге проект, про который вы «Почему не я?!» У других компаний.
Эдуард Тиктинский
– Проекта нет. Есть хорошие места, в которых я с удовольствием бы строил, но так сложилось, что на ранней стадии это был административный ресурс, потом это, может быть, слишком высокая стоимость земли или слишком высокие юридические или градостроительные риски.
Владимир Маринович
– Вы можете сказать, что в своих проектах RBI реализовало на тот момент самые инновационные кумуляции, которые сложились?
Эдуард Тиктинский
– С этой точки зрения, конечно, я уважительно отношусь к своим ключевым конкурентам, они тоже находят что-то интересное. Здесь не надо ставить себя на вершину горы. У нас это в крови – у всей команды. Это очень сложно эмулировать, повторить, потому что это набор, десятки маленьких инноваций в каждом проекте, и начало – это ощущение места, это ощущение того, что уместно в этом месте, это не задача снять максимум денег с земельного участка. Люди понимают, что не в этом состоит задача. Задача состоит в том, чтобы сделать, создать наиболее уместный проект, архитектурно гармоничный, продуктовый этому месту. Люди знают, что за этим тянутся деньги, потому что хороший продукт тянет за собой хорошие деньги, поклонников и будущих клиентов.
Владимир Маринович
– RBI развивает бизнес по двум направлениям – «Северный город» и RBI. Я помню, что это было очень точное понимание, что есть продукт «Северного города». Это потолки не меньше, чем такая-то высота, такие-то лифты, детская площадка, охраняемая территория и так далее. Здесь куда развиваются в среднем продуктовом направлении продукты «Северного города», какие инновации?
Эдуард Тиктинский
– Комфорт-класс «Северный город» развивается, пожалуй, даже более активно, чем RBI, потому что конкуренция очень высокая и, по сути, продукты «Северного города» в комфорт-классе – это продукты крайне близкие к бизнес-классу. Чем они отличаются? Высотой потолков, более мелкой квартирографией, большими проектами по размеру – как правило, вот и все отличия. То есть сейчас это хорошая архитектура, продуманные места общего пользования на старте, продуманное озеленение. Более того, когда у вас большой проект, вы можете там по-хорошему оторваться.
Владимир Маринович
– Вопрос по автомобильной аналогии. Можно ли сказать, что продукт «Северного города» – это «Фольксваген»?
Эдуард Тиктинский
– Я не отвечу на этот вопрос. Я вообще не люблю автомобильные аналогии, потому что у нас с ними связано много историй с директорами по маркетингу, которые приходили и пытались на автомобильных аналогиях что-то строить. Здесь совсем другая логика. Логика недвижимости не имеет аналогии с автомобилями.
Владимир Маринович
– Потому что, например, автомобиль теряет ценность, а недвижимость только нарастает.
Эдуард Тиктинский
– И поэтому тоже. Но главное, что каждый проект индивидуальный. Вы не создаете «Фольксваген». Два «Фольксвагена» одинаковые, если в них одинаковый набор опций. Нет одинаковых проектов у «Северного города», они все разные, в каждом есть свои особенности, нюансы: особенности места, земельного участка, территории. Вот здесь вы можете посадить много зелени, крупномеры, у вас здесь есть достаточно для этого места, здесь мангалы, где люди могут жарить шашлыки, здесь прогулка для людей с собаками, здесь детские площадки, здесь места для тренажеров, здесь для пожилых людей, вот так вы это отзонировали. Это абсолютно индивидуальные истории. Вот такие фасады, вот такое решение, вот так это гармонирует с конкретным местом. Я люблю это дело, не скрываю это.
Владимир Маринович
– Финальный блок – блок развития. Недавно на рынке стало известно о том, что вы проинвестировали в абсолютно другой отрасли – в компанию, которая занимается доставкой еды «Партия еды», проект так и называется. Уважаемые друзья, вы можете посмотреть в архиве MediametricsPiter эту запись, эту программу «БизнеСкопа» с Михаилом Перегудовым. Это был очень интересный разговор, потому что это человек, который как раз тоже был наемным менеджером, но однажды увидел эту идею на канале TechCrunch – это американский ресурс, который как раз пишет о новациях в онлайне, и вот он пошел туда. Вы в него поверили. Со своим опытом девелоперского бизнеса вы пришли в совершенно новую для себя сферу. Что объединяет? Почему было принято такое решение?
Эдуард Тиктинский
– Я уже пару лет искал какой-то интересный проект, куда бы я мог проинвестировать. Просто потому что опыт накопился, знания, навыки, колоссальные связи в бизнес-среде, и хотелось бы их реализовать в большей мере. Потом интересно мне было бы поработать именно в совете директоров, не занимаясь регулярным менеджментом. И когда я встретился с этой идеей – доставка продуктов с рецептами сначала, а потом прочитал в журнале «Эксперт» про «Партию еды» и Михаила, я понял, что это именно то, что нужно. До этого я пересмотрел, наверное, сотню проектов. Это всё было безумно скучно для меня: водоотталкивающие ткани, кровати медицинские, которые все трясутся, чтобы человек после операции как-то лучше восстанавливался. Но это какие-то истории, которые нужно было инвестировать десятками или сотнями, это стартапы, которые еще не начались, и вот эти изобретатели, ребята, которые говорят: «Всё будет прекрасно!»
Владимир Маринович
– А что здесь совпало?
Эдуард Тиктинский
– Здесь совпал ряд историй. Я писал об этом в Facebook, то есть можно более подробно об этом посмотреть, но суть в следующем. Во-первых, это колоссально интересная бизнес-модель, она новая.
Владимир Маринович
– К сожалению, в нашей программе «БизнеСкоп» есть тайминг. Мы только-только подступили к еще одной важной теме, поэтому, Эдуард, если позволите, буквально в 3-4 слова. Главные мотивы, по которым вы пришли в «Партию еды»?
Эдуард Тиктинский
– Первое – это инновационная бизнес модель. Всего 7 лет назад она появилась в Скандинавии. Это подтвержденные масштабные бизнесы за границей, в Европе и в Америке эти компании уже с миллиардными капитализациями. Это действующий бизнес «Партии еды» был, то есть который работал уже год и имел своих поклонников и клиентов. И это команда менеджеров – и это, наверное, самое главное, то есть мы с Михаилом одинаково понимаем ключевые вещи. И это IP-платформа, это современный бизнес, который очень сильно завязан, в том числе, и на социальные сети, на продвижение в интернете, что для меня безумно интересно. То есть все эти факторы сошлись воедино. И еще очень важный момент – это преобразование окружающей среды, где живут, работают и отдыхают люди.
Владимир Маринович
– И это то, что объединяет и RBI, и «Партию еды» вне зависимости оттого, что это два принципиально разных размера бизнеса.
Эдуард Тиктинский
– Точно.
Владимир Маринович
– Друзья! Хочу сказать, что у нас есть приятный сюрприз. И для гостей программы «БизнеСкоп», и для авторов лучшего вопроса «Партия еды» предоставляет очень вкусную коробочку еды. Это только называется «еда», на самом деле, это очень красиво. Поверьте, я попробовал. Можете это увидеть у меня на странице в Facebook или «ВКонтакте». Получаются настоящие кулинарные шедевры. Эдуард, хочу вам сказать огромное спасибо, потому что впечатление от нашего разговора не передает, кроме того, что здесь было много смыслов, много конкретики и рациональных смыслов, эта теплая энергия, которая идет от вас. Друзья, надеюсь, вы это тоже почувствовали. Я хочу вам сказать огромное спасибо за то, что вы приняли участие в программе «БизнеСкоп». Желаю вам удачи и давайте договоримся, что через год я приглашу вас с тем, чтобы вы рассказали и о развитии RBI, и о развитии «Партии еды», и, возможно, о новых проектах, в которые вы пойдете.
Эдуард Тиктинский
– Владимир, спасибо и вам большое. Этот поток энергии взаимен, с вами очень интересно общаться.
Владимир Маринович
– Спасибо большое. Друзья, всего вам доброго, пока!
Эдуард Тиктинский
– До свидания!
#бшвверх #БизнесКарусель #тренинг #переговоры #ВладимирМаринович
© doctor.ru Все права защищены.